Откуда на проекторе 19 века из Франции возникла надпись на русском и как нашёлся сценарий фильма «Поднятая целина».
400 просмотров
С марта 2018 года в Великом Новгороде работает частный киномузей, который создал местный коллекционер Валерий Рубцов. В экспозиции представлено оборудование XX века СССР и других стран — от камер и проекторов до монтажных столов и боксов. В коллекции есть и уникальные экспонаты: например, французский «Волшебный фонарь» 1890 года и первый сценарий фильма «Поднятая целина» Михаила Шолохова.
В музее есть кинозал, где показывают фильмы XX века — при этом немое кино озвучивает тапёр. Валерий Рубцов рассказал TJ о создании музея, поиске экспонатов и финансовом вопросе.
Как появилась идея создания музея кино?
Раньше я сам был кинолюбителем. В 1980-е у меня была студия, на которой мы вместе с друзьями снимали кино. Потом это увлечение переросло в профессию, я ушёл на телевидение, где снимал, например, рекламные ролики. Идея музея возникла около десяти лет назад, когда появилось желание сохранить то, что уходило — плёночное кино.
Сначала мы хотели сделать школьный музей. У нас осталось оборудование от киностудии, которое можно было выставить. Тогда этого сделать не получилось, но я всё смотрел в интернете, сколько всего там продается — и кинокамеры, и кинопроекторы — и решил попробовать собрать коллекцию. Первое время специализация была узкой: домашнее кино. Я хотел собрать именно любительское оборудование, но позже концепция расширилась до общей истории кинематографа.
Как создавался музей?
В 2012 году мы открыли виртуальный музей. Тогда же по предложению музея-заповедника создали в стене Кремля — там полое пространство — выставку «Галерея времени». Она проходила четыре сезона, но из-за того, что в помещении было пыльно, сыро и холодно, я решил, что экспонаты мне дороже, и перестал её проводить.
Выставочный эпыт оказался полезным: за эти четыре года я понял, каким должен быть музей. В 2018-м я начал искать помещение и заметил двухэтажный дом мещанки Пелагеи Бутузовой. Он пустовал, и мы взяли его в аренду. И уже через год открыли первый этаж для посетителей.
О создании музея вы говорите во множественном числе. Это ваш проект или вам кто-то помогал?
Это мой музей, но мне, конечно, помогали. В первую очередь, моя тётя. Она уже пожилая женщина, на пенсии, но вместе со мной загорелась идеей киномузея. Она вкладывалась как финансово, так и помогала в отделке помещения. Мы с ней делали всё своими руками. С последним, кстати, ещё помогали друзья. Один из них работает строителей и делал то, что мне было не под силу.
Команда музея небольшая. Когда открылись, к нам присоединилась администратор Елена, после появления школы пришли два преподавателя. Но последние чисто на этот проект.
Как вы находите экспонаты?
Сначала я собирал коллекционное любительское кинооборудование: камеры, 8-ми и 16-милиметровые проекторы, а потом понял, что этого мало и нужно собирать по темам.
Большая часть экспонатов приобретается через интернет, но сейчас купить ту или иную вещь очень сложно, всё стало очень дорого стоить. Иногда я что-то ищу целенаправленно. Например, когда мы делали выставку «Фильм, фильм, фильм» про кинопрофессии, я искал настоящие сценарии для уголка сценариста. Тогда я нашёл коллекцию с оригиналами из 30-х и 60-х годов XX века. Долго торговался, но всё-таки её выкупил.
Часть экспонатов приносят посетители. Так начинаются некоторые выставки: например, из открыток с киноактёрами и их автографами, которые я сам никогда не собирал, или из радиоприёмников. Музыка — не моя тема, но я её вписал, потому что без неё кино не бывает.
Что это была за коллекция сценариев?
Всего восемь сценариев. Самый ранний — это «Поднятая целина» 1933 года Михаила Шолохова и Эдуарда Шенгелая. Это первый и единственный сценарий, написанный самим писателем. Фильм не был поставлен, его сценарий уникален тем, что нигде не публиковался. После его получения мы связались с музеем Шолохова, а его сотрудники опубликовали текст в журнале «Мир Шолохова».
В музее есть сценарии к фильмам «Судьба человека» Сергея Бондарчука с его правками, «Тихий дон» Сергея Герасимова, «Пираты XX века» Бориса Дурова и «Повесть о настоящем человеке» с заметками сценариста. Последний я выкупил первым, так как судьба [прототипа главного героя — летчика-истребителя Алексея] Маресьева связана с Новгородской областью.
Как удалось найти эти сценарии?
Нашел в интернете, стал переписываться с продавцом. Сценарии находились в частной коллекции в Сибири. Как я понял, коллекционер умер, и его родственники распродавали имущество. При этом на всех экземплярах стояли печати сценарного отдела ВГИКа. Видимо, в 90-е годы они были проданы или украдены, а потом оказались в Сибири.
Часто ли вы ищите какие-то определенные вещи для музея?
С этим сложно. Когда собираешь коллекцию, а какой-то камеры нет, то ты просто ждёшь, пока кто-то выложит ее по нормальной цене. Иногда по полгода проходит. Есть экспонаты, о которых я только мечтаю. Нет возможности их приобрести, так как все деньги уходят на сам музей.
Какие, например?
Например, первый советский 35-миллиметровый кинопроектор «Гоз». Их очень мало, это большая редкость, но надеюсь, что удастся его приобрести. Или первый любительский кинопроектор «Пате». Оба экспоната из 20-х годов XX века. Несмотря на то, что 100 лет назад они выпускались тысячами, сейчас их практически не найти.
Какой самый древний экспонат в музее?
Французский «Волшебный фонарь». Это такой проектор для показа слайдов, созданный в конце XIX века. Я его увидел случайно, когда искал волшебные фонари. Он был в ужасном состоянии, я долго его реставрировал, консультируясь со специалистами местного музея. Параллельно я сделал открытие: внутри фонаря обнаружилось русское клеймо. Оказалось, что его сделали из русского железа.
Как так получилось?
В XIX веке недалеко от Екатеринбурга работал Верх-Исетский завод, который продавал железо по всему миру. Это было одно из лучших производств, их железом покрывали Собор Парижской богоматери (подтверждающих это документов историки не нашли — прим. TJ).
На какие деньги существует музей и покупаются экспонаты?
На мои. Как я уже говорил, тётя тоже вкладывается, но на этом всё. Сейчас мы ещё существуем на деньги от продажи входных билетов и грантовые конкурсы. Последние позволяют нам платить зарплату сотрудникам и покупать новые экспонаты.
Получается ли зарабатывать на музее?
В начале мы работали по нулям. Около года или даже двух еле-еле сводили концы с концами. Теперь всё лучше, о нас узнали, к нам приходят люди, в том числе экскурсионные группы. Коронавирус, конечно, ударил по музею, но тогда мы как-раз выиграли грант на киношколу. Это помогло мне сохранить коллектив и платить им зарплату. Сейчас мы в прибыли.
Самое главное, чтобы музей окупал сам себя. Это не прибыльный бизнес, не ресторан или гостиница, которые можно было бы открыть в этом доме и зарабатывать деньги. Мне же хотелось создать культурный объект.
При музее работает киношкола. Чему в ней учат и платное ли обучение?
Сейчас киношкола существует на средства президентского гранта, поэтому дети в ней занимаются бесплатно. Мы их учим операторскому делу, режиссуре, написанию сценариев, ходим на съёмки фильмов. Когда этот год закончился, то мы продолжим проект, но обучение уже станет платным. Я думаю, что она будет востребована, люди нам пишут и спрашивают, как попасть.
Многие экспонаты музея можно потрогать. Бывает, что их ломают?
Редко. Например, все оптические игрушки — это восстановленные копии. Если кто-то из посетителей их уронит, то можно их сделать заново. Все игрушки своими руками сделал наш оператор, он же их и чинит. Так что у нас есть свой мастер.
Техника, на которую можно снимать, в хорошем состоянии, и мне кажется, что её сломать сложно. Только если сильно постараться.
В музее есть кинозал. Какие фильмы там показывают?
Мы показываем старые фильм, весь XX век: от немого кино до 80-х годов. Первые демонстрируются под живую музыку. У музея есть свой тапёр Анна Крайнюкова, которая может великолепно играть на пианино и озвучивать немой фильм 1,5 часа. Сейчас это очень необычно.
Тапёр — это музыкант, чаще пианист, сопровождающий своей игрой немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как часто в кинотеатре имелось только пианино низкого качества, а играли на нем буквально стуча по клавишам. К 1930-м годам тапёры почти исчезли из-за появления звукового кино.
Как вы отбираете старые фильм для показа?
Больше по своему вкусу, но и пытаемся уловить, что людям нравится, на что они приходят. Стараемся показывать разное кино, а на основе этого уже составлять мнение. Люди любят фильмы с 1940-го по 1960-е годы, прежде всего зарубежные, например, Хичкока или Уайлдера.