Комик о российском и западном стендапе, ТНТ и наркотиках.
В закладки
Аудио
23 октября гостем TJ стал стендап-комик Денис Чужой. В течение часа он отвечал на вопросы в видеотрансляции. Мы выбрали главное из общения Дениса с пользователями. Полную версию смотрите на YouTube, для удобства мы добавили таймкоды.
Про КВН и Comedy Club
К КВНу я отношусь плохо. Он был крутым году в 2007, тогда это ещё было социально одобряемым, что ли. Если ты шутил и тебе было 20 лет, ты шёл в КВН. Вариантов особо не было. Как только появились стендап, Comedy Баттл, Twitter, Instagram, всё больше талантливых людей начали понимать, что можно не тянуть на себе кучу бездарных друзей, не доить свой университет, чтобы платить взносы в официальных лигах. Можно сразу делать что-то без разрешения старика-редактора. С тех пор КВН потихонечку ползёт вниз, к смерти.
К Comedy Club отношусь так же, потому что произошло примерно то же самое. Молодые талантливые люди идут туда с гораздо меньшей охотой. На том же ТНТ есть более прикольные проекты. Мне очень нравится стендап на ТНТ4 и то, что они делают в YouTube.
Можно ли развить чувство юмора
Это врождённая черта, но её можно развить. Врождённое — умение видеть в мире какие-то парадоксы, но можно выучить инструменты, как этот парадокс лучше выразить словами или визуально. Учишь, какие есть виды шуток, как они строятся, как более ёмко и коротко выражать мысли. Это развивается, когда читаешь условного Довлатова или Ильфа и Петрова и сам пытаешься выступать, писать и смотреть на обратную связь.
Есть куча учебников, но все они про одно и то же. Можно прочитать какой-то один и писать, писать, писать, потому что только обратная связь делает комика лучше. Особенно, когда тебе говорят: «Не нравится твоё чувство юмора».
Как наркотики влияют на вдохновение
Я пробовал запрещённые вещества, мне они не понравились, потому что если твоя жизнь — дерьмо, она всё равно дерьмо. Когда из тебя что-то выветривается, ты возвращаешься в чувство, что жизнь — дерьмо, но с ощущением, что под наркотиками было лучше. Это очень удручающая вещь, и я как-то углубляться в неё не стал.
На вдохновение наркотики не влияют. Вернее, они могут приоткрыть творческий поток, но в конечном итоге ты бы и так это написал, просто посидев чуть подольше. Так что наркотики — отстой.
Можно ли быть стендапером, если всё в порядке с внешностью и самооценкой
Бывает, сидишь на открытом микрофоне, выходит шутить очень красивая девушка или парень, и ты думаешь: «Нахера тебе это? У тебя и так всё может хорошо сложиться, необязательно в стендапе». Наверное, в стендап идут как раз из-за того, что другие показатели проседают, и используют свой образ убогого человека.
Но в стендапе можно быть с хорошей внешностью и самооценкой. Есть комик Энтони Джесельник, который очень хорошо выглядит, весь его образ построен на высокой самооценке и он очень смешно шутит. Есть, например, Джуда Фридлендер, у которого вообще образ чемпиона мира во всём. Это тоже работает, но требует большего мастерства, потому что когда человек понтуется, ты подсознательно его отталкиваешь.
Об идеальном YouTube-канале
Мне не хочется делать форматы типа «Стендап-комики угадывают, что в ящике». По-моему это сраное позорище. Мой идеальный YouTube-канал — это стендап, короткометражки и фильмы, которые я снимаю в киношколе. Если я буду делать то, что в трендах YouTube, я покончу с собой.
Я бы хотел больше выкладывать продукты сценарного мастерства и стендапа, добавлять новые форматы на канал не хочу, потому что это форматы.
Чем российская комедия отличается от западной
Во-первых, американских комиков гораздо больше, и это на самом деле важная штука, потому что это сильно влияет на всё. Например, когда много комиков шутят про семью, ты не будешь этого делать. А в России сейчас их всего не очень много, поэтому тематически стендап не сильно расходится.
Стендап в сознании массового российского зрителя — это стендап на ТНТ, а он находится под токсичным влиянием Comedy Club. И туда, и туда ходят примерно одни и те же люди, которые ждут, чтобы шутка звучала каждые 15 секунд. Поэтому некоторые комики пока не могут ввернуть более сложные, глубокие мысли в выступления. Но тренд к изменению есть.
Зачем комики говорят: «Похлопайте, у кого было…?»
Бывает, если не хлопают, комик не продолжает шутку. Вообще нужно какое-то подтверждение, что к тебе хорошо расположены. Самое классное — дожить до первых аплодисментов в выступлении, и это читерский способ их словить. Дальше становится легче рассказывать шутки.
Как Денис смотрел и показывал стендап в США
Увиденный в США стендап был разным. В Нью-Йорке я ходил на шестерых средних комиков, которые выступали в одном концерте, и было ощущение, что так можно. Флёр фантастического недостижимого уровня спал. Комики, которых смотришь в пабликах про стендап, немножко демотивируют, потому что ты, наверное, никогда не сможешь так, как Луи Си Кей.
А в Штатах я видел комиков, которые выступают очень хорошо, но это человеческий уровень. То есть с годами практики можно так научиться. Это меня воодушевило. В Лос-Анджелесе мы пошли на более топовое мероприятие, где были прямо комики с Netflix. И там я снова почувствовал, что не смогу так.
Из своего выступления я сделал вывод, что если шутка работает на русском языке и она не основана только на русских стереотипах, она сработает в Америке. Это крутое ощущение: спало ещё одно ограничение, ты можешь выступать ещё и на английском или французском. Но какие-то шутки про Курск там не сработали, потому что в Москве курский менталитет понятен, а в Нью-Йорке люди такие: «Whaaat?»