Первый том «Истории России» был издан на чешском в прошлом году, второй том — сейчас. В понедельник 29 июня историк Андрей Борисович Зубов выступит на философском факультете Карлова университета. Встреча с профессором — не «закрытая», на нее могут прийти все желающие, а не только преподаватели и студенты.
Андрей Борисович Зубов ответил на вопросы русской редакции «Радио Прага».
— В какой форме будет проходить встреча в университете? Лекция или просто ответы на вопросы?
— Это будет лекция. И она будет посвящена тому, что произошло за прошлый год в России, и как это связано с русской историей. В этом — смысл лекции. Естественно, потом будут и ответы на вопросы, как полагается на любой лекции. Я хотел бы в этой своей лекции подвести некоторый итог. В октябре 2014 года я уже выступал в Карловом университете, представляя первый том своей книги. Говорил о динамике развития русской истории. А теперь я буду говорить о последнем трагическом периоде, который наступил после аннексии Крыма. К чему это все привело и как это связано с прошлой русской историей. И о том, как выйти из этой ситуации.
— Вы очень много выступаете в высших учебных заведениях всего мира, включая престижные европейские университеты. Однако в Чехию вы приезжаете чаще, чем в другие страны. С чем это связано?
— Объяснение, пожалуй, только одно. Так вот случилось, но чешская культурная публика больше, чем люди в других странах, интересуется проблемами, связанными с Россией. Это, я думаю, старая традиция, идущая еще из XIX века, а может и раньше. Мне радостно видеть, что она не прервалась. Все эти перипетии советского времени, которые могли бы отвратить чешский народ от России, этого не совершили. И, по крайней мере, в интеллектуальных кругах, интерес сохраняется. Но это именно интерес к русскому, а не к советскому. Мне очень приятно представлять не советскую или не постсоветскую Россию, а именно ту Россию, которая любима чехами и которая, скажу откровенно, любима мною самим.
— С учетом той ситуации, которая сложилась в Российской Федерации, из-за войны в Украине и вызванным этим напряжением в Европе, часто ли вам во время встреч за рубежом задают вопрос: «Стоит ли бояться России?»
— Вы знаете, в Чехии этот вопрос мне, пожалуй, никогда не задавали. Насчет боязни России. Задавали в других странах, соседних с Россией, а вот в Чехии об этом не спрашивали. Задавали скорее совершенно положительные вопросы: «Что мы можем сделать, чтобы помочь настоящему возрождению России? Что мы можем сделать, чтобы Россия перестала быть продолжением СССР, а стала бы той Россией, которую мы любим, которую мы любили?» И я тогда всегда вспоминаю «Русскую акцию» президента Масарика. Акцию двадцатых годов, когда он старался создать на деньги чешского народа ту некоммунистическую русскую элиту, которая управляла бы, вела бы будущую некоммунистическую Россию. Тогда, как известно, проект осуществился, но Россия осталась коммунистической. И даже коммунизировала в 1948 году Чехословакию. Мне кажется, что сейчас наступает второй этап реализации этого проекта, теперь уже памяти Масарика. Мне очень приятно, что чехи думают в позитивном плане. Вообще чешский народ — очень позитивно мыслящий народ. Он живет не в каких-то негациях и страхах. Он живет в простом созидании своей страны и добра. Это мне кажется очень большим национальным качеством, достоинством, которое и в самой Чехии очень помогает, и России на самом деле очень помогает.
В Карловом университете Андрей Борисович Зубов выступит 29 июня. А несколькими днями ранее, в четверг 25 июня, в пражском Доме национальных меньшинств состоится еще одна его встреча с жителями Праги.