Но перед тем, как отправиться в зал с выставкой стеклянных изделий, мы пошли на небольшую экскурсию в зал, где собраны некоторые элементы из жизни и быта древних латышей.
В средние века вариантов материала, из которого можно сшить одежду, было не слишком много, поэтому латыши ходили, в основном, в льняной одежде. Сейчас же, между прочим, такая одежда ценится достаточно высоко.
На фото можно увидеть… нет, не приспособления для пыток. Это те инструменты, с помощью которых вручную производился весь цикл обработки льна – начиная с растения и заканчивая льняной пряжей.
«Одежда для рук», рукавички – важная часть в жизни древних латышей. Рукавицам придавалось большое значение в различных ритуалах. И даже орнамент на них порою нёс в себе большой смысл.
Эти рукавицы – для охотников. Чтобы пальцы не замерзали в ожидании дичи.
Эти – для рыболовов. Чтобы было удобнее наживку нацеплять.
Такие длинные рукавицы носила незамужняя девушка, когда приезжала на какое-нибудь мероприятие или в церковь.
А эти перчатки девушка дарила своему жениху в знак того, что готова выйти за него замуж.
Ну, а такую рукавицу одевают молодожёны сразу после свадьбы. Берут друг друга за руку, одевают на обе свои руки эту рукавицу, независимо от времени года и идут праздновать прямо в ней.
Смогли бы вы погладить одежду таким утюгом и не испортить её?
Маленькие домашние жернова. Мука в них получалась крупного помола, совсем не такая, какую мы привыкли видеть у нас в магазинах. В действие жернова приводились, естественно, вручную.
Ванна для изготовления пива. При создании такой ванны использовали исключительно липу, так как она имеет сладковатый привкус. Иначе пиво получается совсем горьким.
В те времена каждый хутор в Латвии варил своё собственное домашнее пиво. Как-никак пиво – национальный напиток Латвии.
А все эти сосуды и приспособления – для приготовления различных молочных продуктов.
Посреди зала на катушке намотан огромный пояс – самый длинный в Латвии. Его ткали поочерёдно 13 ткачих каждый день в течение полугода. Длина пояса – 94 метра.
Вдоль стен висит несметное количество различных инструментов. У них время выпуска, судя по всему, разное, потому что некоторые из них я ещё встречал у дедушки в гараже.
Для изготовления этих кузнечных мехов использовали кожу аж 6 быков.
На этом зал промысла и быта закончился, и началась главная часть программы – «стеклянная экспозиция».
Небольшая историческая справка о жизни завода, скопированная со стенда в музее.
И сегодня город Ливаны ассоциируется со стекольным заводом, с которым на протяжении столетия были связаны будни многих горожан. Впервые Ливанский стекольный завод упоминается в 1887 году в регистре фабрик и заводов Российской империи. В 1897 году свой стекольный завод в местечке Ливенгоф основал купец из Динабурга (сейчас – Даугавпилс) Юлиус Фогесс. Он обратился с прошением к императору России Николаю II и получил разрешение на строительство стекольного предприятия. Было построено новое заводское здание с тремя печами для выплавки стекла. В 1902 году на заводе работало 205 человек. Но производство оказалось убыточным, и в 1903 году предприятие обанкротилось.
1903 году Юлиус Фогесс продал стекольный завод купцу первой гильдии из Харькова Михаилу Ясному и помещику Владимиру Борткевичу. Новые хозяева модернизировали производство стекла в Ливанах, а также создали новые производства на территории России.
В 1904 году было основано акционерное общество «Ливенгофское стекольно-пробочное производство», руководство которого находилось в Петербурге. Стекольный завод продолжал наращивать производство, в 1912 году там уже работало 513 человек, и это был крупнейший стекольный завод в Латвии.
В начале первой мировой войны Ливаны оказались в зоне боевых действий. В 1915 году Ливенгофский стекольный завод прекратил свою работу, а во время военных действий производственные корпуса были разрушены.
После окончания войны, в 1922 году, был построен новый стекольный завод, который наряду с другими входил в акционерное общество по производству и продаже стекла «Latvijas stikls». На Ливанском стекольном заводе работало более 400 человек. Несмотря на это, производство несло убытки, и в 1926 году АО «Latvijas stikls» было признано неплатежеспособным. В 1931 году Ливанский стекольный завод был ликвидирован.
После окончания второй мировой войны, в 1944 году опытные стеклодувы Артур Буцениекс и Петерис Клибайс собрали бывших коллег по работе и организовали в каменном сарае Ливанского поместья артель стеклодувов. Работали в артели всего десять человек: сами выдували стекло, сами обеспечивали производство сырьём и топливом, сами реализовывали продукцию и управляли производственным процессом.
В 1950 году цех по производству стекла был включен в состав Ливанского районного промышленного комбината. В 1953 году в результате реконструкции предприятия была увеличена мощность печи для выплавки стекла и установлены полуавтоматы для производства бутылок и флаконов.
В 1957 году цех по производству стекла стал самостоятельным предприятием – Ливанским стекольным заводом, директором которого стал Фёдор Юринов.
В 1959 году была построена вторая плавильная печь для производства изделий из коричневого стекла.
В 1961 году директором Ливанского стекольного завода стал Янис Зосин. В течение нескольких десятилетий под его руководством завод превратился в крупное современное предприятие. Были проведены широкие мероприятия по реконструкции и модернизации производства. На заводе стали работать профессионалы со специальным и высшим образованием.
70-80 годы 20-го века – время расцвета и стабильного развития Ливанского стекольного завода. В это время наблюдается быстрый рост объёма производства: если в 1973 году на заводе работало 556 человек, то в 1980 году – уже 1250 работников.
В 1970 году на заводе был создан художественный отдел, где работали художники по стеклу. Результатом работы данного отдела явилось создание нового современного дизайна изделий из стекла. Продукция Ливанского стекольного завода поставлялась во все республики СССР. Высококачественное сырьё, умелые стеклодувы и творческие дизайнеры стали залогом новых успехов. В период с 1973 по 1990 годы продукция Ливанского стекольного завода экспортировалась почти на все континенты мира.
В 1974 году Ливанский стекольный завод освоил производство стеклянных колб для термосов.
В 1975 году была построена новая печь для выплавки цветного стекла, в которой одновременно можно было выплавлять стекло пяти разных цветов и производить разноцветную посуду.
В 1981 году завод начал производство хрусталя.
В 1982 году директором Ливанского стекольного завода стал Евгений Скрейвер. Рабочие завода продолжали выпуск прежнего ассортимента продукции, а также осваивали новые навыки производства. В 1986 году было основано производство оптического волокна и световодов. Фирменные магазины Ливанского стекольного завода были открыты в Риге, Лиепае, Ливанах.
В начале 90-х годов государственные предприятия были превращены в акционерные общества или частные фирмы. Этот процесс затронул и Ливанский стекольный завод. В 1994 году на базе государственного стекольного завода было создано акционерное общество «Līvānu stikls». После распада Советского Союза резко упал спрос на продукцию. На производстве начался процесс оптимизации, интенсивно велись поиски новых рынков сбыта в Европе и мире.
В 1999 году руководство АО «Līvānu stikls» принял Имант Буш.
Ливанский стекольный завод продолжал производить светильники и сортовую посуду. Со временем был ликвидирован художественный отдел, так как производство ориентировалось на конкретные заказы.
В 2001 году АО «Līvānu stikls» находилось на грани банкротства, руководство перешло к немецкой компании «Herner Glass». Таким образом, Ливанский стекольный завод превратился в дочернее предприятие компании «Herner Glass» - ООО «Lettglass», на котором продолжало работать 500 человек. Предприятие стало испытывать финансовые трудности, в результате которых в 2008 году Прейльский районный суд принял решение об объявлении неплатежеспособности ООО «Lettglass».
В 2009 году стекольный завод был полностью ликвидирован.
Главный ингредиент для выплавки стекла – кварцевый песок.
В одном углу стоят старые приспособления для выплавки стеклянных изделий. Они ещё деревянные, и использовались в конце 19 века.
Огромных размеров кусок стекла.
Как вы думаете, что это? Ваза? Рог для вина? Нет, это – перевёрнутые ножки для стола. Сделаны из толстого стекла, и могут служить самой настоящей опорой.
Далее в ряд выставлены витрины с примерами того, как менялась продукция Ливанского стекольного завода в течение десятилетий. В отличие от других заводов и фабрик Советского Союза, где одна и та же выпускаемая продукция не менялась годами, на этом заводе каждый месяц придумывали и выпускали какое-либо новое изделие.
Работа стеклодува была очень прибыльной – мастер получал 700 рублей в месяц. Норма выпуска стаканов – 500 в день.
Экспортировали продукцию Ливанского завода в 114 городов СССР, а также почти по всему миру. В том числе, и в капиталистические страны (даже в далёкой Австралии ставили цветы в ливанские вазы).
На этом фото – сервиз, сделанный для правительства Кувейта. Руководство этой арабской страны заказывало сервизы большими партиями, так как использовала их в качестве одноразовой посуды.
Эта забавная вещь тоже имеет своё предназначение. В неё нужно набирать воду и втыкать в горшок с растением. Оно будет постепенно смачивать воду и о вашем любимом цветке можно не беспокоиться более недели. Очень удобно во время путешествий.
А эти стеклянные блоки – уже продукция времён независимой Латвии. Их изготовили специально для реставрации памятника Свободы в Риге. Так как завод в то время уже почти не работал, то для изготовления блоков пришлось заново запускать целый цех. Разумеется, это сказалось и на цене – 300 латов (около 600$) за один блок. Всего было заказано 70 таких блоков.
Необычная ваза, которая уже сама, как букет.
Есть в музее и комната с наградами завода. Как и было положено в Советском Союзе, при заводе были различные спортивные команды, сам завод участвовал во многих производственных соревнованиях. Ну и, конечно, часто получал награды.
На этом наша познавательная и немного грустная экскурсия заканчивается. Мне всегда казалось интересным посмотреть на различные производства, на работу людей и машин. К сожалению, порою эти вещи уходят в прошлое и увидеть их потом можно только в музее.
Оставайтесь на связи, впереди много интересного!