Часть I. Круг над Хабаровском, или отказ двигателя Часть II. Перелет Хабаровск – Комсомольск Часть III. Жизнь Комсомольска-на-Амуре в цифрах и фотографиях Часть IV. Новые корветы на Амурском судостроительном Часть V. Сборочный цех Гражданских самолетов Сухого Часть VI. Речка Силинка и поселок Горный Часть VII. Солнечный, перспективы ГОК и военная техника Часть VIII. В закат по дороге с облаками 80 Амурский судостроительный завод (АСЗ) – одно из двух градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре, по крайней мере исторически. Когда принималось решение о строительстве города в 1932 году, предполагалось возведение двух крупных оборонных предприятий – судостроительного завода для производства подводных лодок, эскадренных миноносцев и крейсеров для Тихоокеанского флота (плюс гражданские суда) и авиастроительного для выпуска в первую очередь бомбардировщиков. Оба эти завода-гиганта существуют и поныне – АСЗ и КнААЗ. Правда, первый пребывает в заметно худшем экономическом положении. Этот факт, впрочем, не сделал посещение предприятия менее интересным.
81 Первое, что я увидел при въезде на территорию завода, стали мирно стоящие бок о бок шикарный «Крайслер» и «Инфинити». Чуть поодаль (не попали в кадр) толпились более попсовые «Лексусы» и «Лэнды». Для предприятия, балансирующего на грани банкротства, несколько неожиданный автопарк. Так и представляю себе, как простой работяга-сварщик приезжает с утра пораньше на родной завод, паркует заработанный трудовым потом «Лексус» за проходной и степенно направляется в свой цех – атомные субмарины для Родины строить. :)
82 За силуэтами машин заводчан виднеется доска с наградами завода и указанием продукции, выпускавшейся АСЗ. Жаль, не было возможности ознакомиться с этой площадкой лучше, чем из окна движущегося автобуса. По другую сторону стояли еще какие-то стелы, но я их даже толком не успел рассмотреть, не то что сфотографировать.
83 Датой рождения предприятия является 12 июня 1933 года, когда был заложен первый его цех – корпусообрабатывающий. В число действующих завод вошел 30 июня 1936 года, но до этого успел спустить на воду первые подводные лодки – Л-11 и Л-12. В марте того же года был заложен первый эсминец («Баку», проект 38).
84 В годы Великой Отечественной войны со стапелей завода сошли два крейсера, пять эскадренных миноносцев и сторожевой корабль. Кроме того, на АСЗ капитально отремонтировали 17 подводных лодок и производили боеприпасы.
85 Территория завода вызывает смешанные чувства. С одной стороны, несомненно былое величие – площадь, занимаемая АСЗ, просто огромна. С другой стороны, на зданиях, цехах, коммуникациях, лежит печать запустения. Где-то она видна невооруженным глазом, где-то почти не заметна – вероятно, в зависимости от загрузки той или иной части предприятия за последние годы.
86 Сразу стоит отметить, что по режимной территории нас возили на автобусе, и, думаю, в самые экзотические, скажем так, уголки предприятия мы не заглядывали. Впрочем, это и не было целью поездки на завод. Предполагалось, что АСЗ в этот день посетит губернатор Вячеслав Шпорт, журналисты и блогеры получили возможность попасть на предприятие «прицепом» и осмотреть один из цехов, где строят два новых корвета для Тихоокеанского флота.
87 Вот и сам этот цех, носящий №17, – стапельное производство. Мне показалось, что на вахте на нас, увешанных фотоаппаратами и непрерывно щелкающих затворами, смотрели, как на диковинных зверей. Уверен, мы представляли собою исчезающе редкое зрелище на режимном военном заводе с менеджментом старой закалки.
88 Цех изнутри оказался на порядок больше, чем он представлялся при взгляде снаружи, от проходной. В центре на одном из трех или четырех стапелей (так называется обширная площадка, в которой судно стоит на особых опорах – кильблоках) идет сборка «виновника торжества» – корвета «Совершенный» проекта 20380, заложенного летом 2006 года. Предполагается, что корабль будет спущен на воду в конце 2014 года.
89 К корпусу стоящегося корвета можно подняться по лестницам, ведущим к открытым галереям, тянущимся по обеим сторонам стапеля.
90 Я прекрасно сознавал, что боевой надводный корабль 2-го ранга ближней морской зоны отнюдь не гигант на фоне многих других корабле. Но здесь, в цехе, на дистанции чуть большем, чем расстояние вытянутой руки, корвет меня буквально потряс.
91 Длина корпуса достигает 104,5 метров (90 по ватерлинии), ширина – 13 метров (11,1 по ватерлинии), габаритная осадка при полном водоизмещении (2200 тонн) – почти 8 метров (3,7 – средняя).
92 У подвижных кильблоков над чем-то работают сварщики. С высоты верхней галереи люди внизу кажутся крохотными фигурками, что лишь зрительно подчеркивает высоту борта корабля.
93 Здесь явно будет установлено «орудие главного калибра» – башня с единственной 100-мм универсальной артиллерийской установкой А-190, обеспечивающей максимальную скорострельность в 80 выстрелов в минуту и дальность стрельбы до 21,3 км.
94 Корпус корвета уже сформирован, основные механизмы установлены, в настоящее время идет монтаж надстройки. Даже на фотографии видно, что она выполнена из композитных материалов (в основе лежат стеклопластики и углеродистое волокно). Сделано это для уменьшения радиолокационной заметности – по сути технология «стелс».
95 Типографика и общая стилистика наглядной агитации в стапельном цехе живо вызывали в памяти советскую эпоху, будто время внутри завода замерло одновременно с большей частью самого предприятия.
96 Впрочем, можно вспомнить, что на Хабаровском судостроительном заводе цеха и территория выглядят примерно так же, разве что размах самого завода меньше – его строили под суда меньшего класса. В этом смысле ХСЗ, можно сказать, повезло – проще обеспечить уровень загрузки предприятия, достаточный для выживания.
97 В прошлом одной из ключевых специализаций АСЗ был выпуск атомных подводных лодок. С середины 1950-х была начата соответствующая подготовка производства, и уже в 1958 году состоялась закладка головной ракетной подлодки проекта 659.
98 Жители Нижнего Амура до сих пор помнят, как вплоть до 1980-х годов включительно атомные субмарины потихонечку проводили внизу по реке к морю, замаскировав между пары барж (амурские глубины недостаточны для погружения огромных подводных ракетоносцев).
99 На предприятии, конечно, преобладают рабочие возраста выше среднего, чаще даже пенсионного, но иногда встречается и молодежь.
100 Лично видел, как наружная реклама АСЗ на проспекте Мира в Комсомольске-на-Амуре обещала рабочим отнюдь не астрономическую зарплату от 29600 рублей в месяц. На практике, говорят, средний уровень зарплат ощутимо ниже.
101 Возвращаясь к продукции АСЗ, стоит отметить, что заводом было выпущено немало и чисто гражданских судов – более двухсот, включая ледоколы. В тот момент, когда я делал эти фотографии, завод строил также два судна для Газфлота, сейчас одно из них уже спущено на воду. Вообще же в 2012 году объем производства (в денежном выражении) вырос на заводе примерно на 250%.
102 В соседнем стапеле вырастает еще один корвет проекта 20380, получивший при закладке имя «Громкий». Заложили его 20 апреля 2012 года. Ввод боевого корабля в строй предусмотрен в 2015 году.
103 Корветы предназначены для действий в ближней морской зоне: ведения борьбы с надводными кораблями, подводными лодками и поддержки морского десанта.
104 В соседнем с «Совершенным» стапеле стоит подводная лодка, на первый взгляд корпус ее выглядит завершенным. Поскольку с самого начала по-хорошему просили эту подлодку не снимать, фотографий ее у меня нет. Но предположу, что это дизель-электрическая субарина, а не недоделанный атомный подводный ракетоносец проекта 971, который вроде бы стоит в цехе №19. В достройке последнего, по слухам, выразила заинтересованность Индия, ранее уже взявшая в лизинг однотипную подлодку «Нерпа».
105 Служба безопасности то ли хотела продемонстрировать свою бдительность, то ли просто изнывала от скуки, но порою даже фотографирование трудящихся рабочих в дозволенной для съемки части цеха вызывало настойчивые вопросы, мол, а зачем вам такой снимок, с какой целью вы его сделали…
106 На производстве оказалось не столь уж мало женщин. Как, впрочем, и на ХСЗ.
107 Во время нашего визита цех, как мне показалось, жил своей обычной жизнью, а снующие журналисты, съемочные бригады и блогеры временами даже мешали нормальной работе. Если к визиту губернатора в цехе и готовились, в глаза это не бросалось, хотя я убежден, что подготовки не могло не быть. Во всяком случае большая часть рабочих ходила во вполне приличной спецодежде, лишь разу раз показывались работяги в каком-то невероятном затрапезе. Визит Вячеслава Шпорта на АСЗ в итоге так и не состоялся – слишком уж значительным оказался сдвиг в расписании из-за отказа двигателя при вылете из Хабаровска, к тому же затянулось закрытое для СМИ совещание по гособоронзаказу в городской администрации.
108 Конечно, я не мог обойти вниманием кошачье население цеха.
109 А кошек, котов и котят-подростков тут хватает. Здесь их явно не гоняют и подкармливают.
110 Лично мне кажется, что это способствует созданию позитивного образа предприятия лучше всяких плакатов. :)
111 Когда к цеху по внутренней железнодорожной ветке подвезли какую-то секцию для строящихся корветов, и закончился наш визит на завод – нужно было ехать дальше, в сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС). К счастью, туда повезли через заводскую столовую КнААЗа, чему к этому времени уже изрядно оголодавшие члены делегации (особенно хабаровчане) оказались чрезвычайно рады. Впрочем, ГСС и SSJ-100 я покажу уже в следующей части альбома.
|
К сердцу дальневосточной промышленности: новые корветы на Амурском судостроительном
вторник, 18 июня 2013 г.