Выборочный Выборг. От вокзала к дому Говинга

воскресенье, 19 мая 2013 г.














[Tags |, , ]



1 Выборг запал мне в душу еще при первом визите в этот старинный город на самой границе с Финляндией. С тех пор минуло уже два десятка лет, но город до сих пор вызывает те же чувства – ощущение ожившей уютной исторической книги. Возвращаясь сюда снова и снова, я не устаю бродить по узким старинным улочкам, любоваться средневековыми домиками и единственным в России замком западноевропейского образца. Впрочем, про богатую историю этого города я уже рассказывал отдельно, как и про бытовые детали прошлой поездки сюда. Поэтому сейчас буду останавливаться главным образом на достопримечательностях и архитектуре Выборга, а для удобства разобью свой рассказ на несколько частей. Порядок следования фотографий во многих случаях будет произвольным; хоть и я пытался сгруппировать снимки по топографическому признаку или смысловому наполнению, правило это соблюдать буду не всегда.

Независимо от того, прибывает ли путник электричкой из Петербурга, поездом из Москвы или автобусом из Северной столицы или иных городов, он неизбежно оказывается либо на самом железнодорожном вокзале Выборга, или около него – автовокзал расположен совсем рядом, и маршруты проходят по привокзальной площади. Существующий железнодорожный вокзал является третьим по хронологии. Первый, деревянный, был построен еще в 1869 году и стоял чуть юго-восточнее современного. Второй вокзал, солидное, хотя и мрачноватое здание с гранитной отделкой, несколько напоминающее своего коллегу в Хельсинки, возвели к 1913 году. Он не пережил Вторую мировую войну – от него осталась лишь часть левого крыла – багажное отделение, впоследствии включенное в основной объем существующего вокзала. Последний был построен в 1953 году в стиле советского неоклассицизма; проект, разумеется, не типовой. На мой взгляд, достаточно симпатичный вокзал, внутри он весьма ухожен и презентабелен.





2 К западу от вокзала стоит запоминающееся здание гостиницы «Дружба», открытой в 1980 году.



3 Вот оно же за гладью небольшого залива Салакка-Лахти, отделяющего район вокзала от старого города. Левее «Дружбы» можно видеть еще одну гостиницу – теплоход «Короленко», поставленный здесь в 1994 году. Правее на берегу стоят деревянные драккары подобные тем, что в 1984 или 1985 году снимали в фильме «И на камнях растут деревья». Желтое здание с красной крышей правее – доходный дом фирмы «Сыновья Ф. Сергеева и Ко», построенный в 1908 году. Низенькое белое строение еще правее и чуть ближе принадлежит автовокзалу. Его построили в 1932 году, то есть в тот период, когда Выборг входил в состав Финляндии и, к слову, считался ее архитектурной и культурной жемчужиной. На мой взгляд, проект сложно называть привлекательным, по крайней мере в современном его виде, поэтому останавливаться на автовокзале отдельно я не стал. Ну а еще правее и дальше можно разглядеть крышу показанного выше железнодорожного вокзала.



4 Тенистая аллея обширного сквера к югу от Салакка-Лахти.



5 Вид через залив в противоположном направлении – с северного берега на южный. В кадр попала Рыночная площадь. В глаза бросаются приземистая Круглая башня XVI века, некогда защищавшая ворота городской стены, и увенчанное островерхой башенкой вытянутое вдоль набережной красное здание рынка. Построенный в 1904 году, выборгский крытый рынок считался самым крупным в Скандинавии. Проектом в нем закладывалась особая система охлаждения для хранения рыбы и мяса. Справа вдали виднеется верхушка Часовой башни. К ней, как и к Круглой, позже я еще вернусь.



6 Сочетание роскошных фасадов модерна начала XX века с донельзя утилитарной кладкой типовых «хрущевок» лично у меня вызывает то, что в интернетах называют разрывом шаблона. Понятно, что город сильно пострадал в 1939–1945 годах, но восстановление должно вестись хоть с какой-то оглядкой на существующую застройку и сложившиеся архитектурные ансамбли, коль скоро они сами по себе представляют немалую культурную и историческую ценность. Слева к унылому сооружению из силикатного кирпича примыкает великолепный дом компании «Хякли, Лаллука и Ко».



7 Построен он был к 1906 году в стиле финского национального романтизма – де-факто разновидность северного модерна.



8 Вот еще похожее соседство в старой части города.



9 Красная площадь, считающаяся главной площадью Выборга, лежит за пределами старой городской стены. Одна из версий происхождения названия площади связана с драматическими событиями, имевшими здесь место в 1599 году во время борьбы Сигизмунда III, сторонника католицизма, и поддерживавшего Реформацию герцога Карла, будущего короля Швеции Карла IX. Тогда Выборг имел недальновидность поддержать Сигизмунда, и после поражения его сторонников начались массовые казни. По преданию, головы рубили у колодца за городской стеной, и крови было столько, что вода в колодце стала красной. После этих событий колодец нарекли Красным, а затем столетия спустя это имя перешло на разбитую на его месте площадь. Согласно другой из городских легенд, в еще более ранние времена тут казнили не желавших принимать католичество местных жителей и пленных.



10 С 1957 года на площади стоит памятник Ленину, который до событий осени 1917 года неоднократно бывал в Выборге.



11 На восточную часть Красной площади выходит великолепный, несмотря на достаточно печальное состояние фасада, дом купца Москвина постройки 1907 года. Стоит его как следует отштукатурить – и здание превратится в подлинную жемчужину города; не в последнюю очередь благодаря необычному силуэту, восходящему к традициям старонемецкой архитектуры.



12 Если уж покидать кварталы, расположенные недалеко от вокзала, стоит показать снятую через окно автобуса Свято-Ильинскую церковь. Построили ее в 1796 году как главный православный храм Петербургского форштадта, иными словами северо-восточного пригорода Выборга, населенного преимущественно русской общиной. В XIX веке в периоды реконструкций православного Спасо-Преображенского собора города церковь Илии брала на себя его роль. В годы войны церковь была практически полностью разрушена артиллерийским огнем, восстановили или только к 1999 году. Говорят, до 1994 года на ее месте стоял большой транспарант «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Теоретически я вполне мог видеть его в два первых своих посещения города – в августе 1993-го и апреле 1994-го. Но не помню уже, конечно, – как-никак это была достопримечательность отнюдь не уровня замка. :)



13 Крепостная – главная улица средневекового Выборга, берущая свое начало от моста, ведущего к замку и на западный берег залива. По стандартам XIV–XVII веков это была широкая транспортная артерия. Впрочем, еще в XX веке по Крепостной бегал трамвай, что, однако, не закрывало улицу ни для повозок и автомобилей, ни для пешеходов.

Вдали видно начало Крепостного моста – именно по нему туристы чаще всего попадают в замок и парк Монрепо.



14 Старые дома несут на своих стенах будто отпечатки прошлого – заложенные оконные и дверные проемы, контуры других, уже канувших в небытие, строений, заброшенные рекламные конструкции…



15 На каким-то чудом сохранившей штукатурке стены дома Говинга город нарисован дважды: внизу стараниями местного художника и обычными красками, наверху –светотенью крыш и башен заходящим солнцем.



16 Сейчас более похожий на пустырь дворик бывших доходных домов, в первой половине прошлого века весьма презентабельных и престижных. Впрочем, судя по всему, на точке съемки до войны тоже стояло крупное многоэтажное здание. У приграничного Выборга, основанного на некогда новгородских землях, входившего в состав то Шведского королевства, то Российской империи, то независимой Финляндии, то СССР, вообще непростая судьба – почти все время его существования через город проходили войны, часто оставлявшие после себя многочисленные развалины и пожарища.



17 Еще один дворик в старой части города – здесь отлично видны часто встречающиеся там перепады рельефа.



18 Выходящий на Крепостную улицу парадный фасад упомянутого выше дома Говинга. Несмотря на статус объекта культурного наследия, уже более двух десятилетий здание пребывает в самом печальном состоянии, продолжая ветшать.



19 Построен доходный дом Говинга был в 1903 году и считался одним из самых роскошных на всей улице. Сейчас, конечно, его фасад производит прямо противоположное впечатление.

На заднем плане виднеется угол дома Эмиля Буттенгофа – крупного в свое время торговца вином и углем, поставщиком российского императорского двора. Здание возвели в 1898 году.



20 Дом Говинга несколько раз захватывался сквоттерами, и судьба его пока достаточно туманна – не доведут ли его до такого состояния, когда восстановление уже станет невозможным. К сожалению, руинизированных исторических зданий в центре Выборга немало. Вместе с тем, как мне кажется, по сравнению с 2003 годом ситуация постепенно улучшается, хоть и не теми темпами, каким хотелось бы. Выборг ей-богу заслуживает лучшей доли и большего уважения к истории. Но думаю, что без федеральных средств сама область планомерную реставрацию кварталов старого города просто не потянет.



На этом завершаю первую часть прогулки. Во второй планирую углубиться в исторический центр и среди прочих показать дошедшие до нас еще со Средних веков дома и сооружения.