Артефакт: музей музыки в Барселоне

среда, 15 мая 2013 г.

Термин артефакт изначально относился к предмету, который в нормальных естественных условиях не мог быть создан. Сейчас термин толкуется шире. В культуре артефактом считают рукотворный объект, имеющий духовное значение и обладающий уникальными свойствами — в том числе необычные идеи и результат их реализации в произведениях искусства.

Материалы новой рубрики будут различаться по тематике, структуре и стилю подачи, но неизменным останется одно: налёт уникальности, тесно вплетенный в канву рассказа. А откроем мы её путешествием в Барселону — в один из лучших музыкальных музеев мира. Уникальная коллекция стоит того, чтоб стать премьерой рубрики.

Наша следующая встреча через неделю станет как бы продолжением сегодняшнего рассказа о музее, но, поверьте, это будет совсем другая история — полная неожиданностей, загадок и их разрешения. А сегодня —


Museu de la Musica





В Барселоне семь крупных музеев. Музей Музыки по праву считается одним из самых уникальных. В музейной коллекции прослежена история музыки с 16-го столетия вплоть до сегодняшнего дня. Здесь выставлено фортепиано, принадлежавшие Хоакиму Маталсу, Амадеу Вивису, Отто Кибунцу; саксофон самого Адольфа Сакса. Также в музее есть орган 18-го века. Широко представлены старые проигрыватели, граммофоны. Для кого-то представят интерес биографические документы каталонских композиторов. И конечно, открывается взору бесчисленное количество арф, клавесинов, гитар, и скрипок — разных размеров и мастей и по-своему уникальных. Впрочем, обо всём по порядку.



Стоимость входного билета в переводе на наши деньги 160 рублей. Это немного, если учесть, что в музей современного искусства Музей "Fundacio Joan Miro", тут же в Барселоне, входной билет может стоить до десяти евро. Правда, столь высокая цена за вход отмечена там в дни особо престижных выставок. А самым посещаемым и недорогим музеем в Барселоне считается Музей "Museu Maritim de Barcelona". Это музей, посвящённый морю, кораблям и морскому искусству. Средняя цена за посещение музея не более трёх евро, а для детей вход и вовсе бесплатный. В те музеи я не ходил. Мне не хватило времени и на музыкальные экспонаты — выставлено тут более полутысячи экспонатов, а хотелось ещё информации по тем артефактам, которые хранятся в запасниках.



Требования к температуре в музее строгие: хранение самых уникальных экспонатов чуть ли не задача государственной важности. Возможно, поэтому в музее непривычно большой тамбур, который, по сути — огромный холл, отделяющий выставочные залы от улицы с её неустойчивой погодой.



В октябре столица Каталонии стонет от жары — не спасают от духоты и порывы ветра с моря. А вот ближе к ночи становится прохладно. Октябрь не самый благоприятный месяц для туристов, не привычных к подобным перепадам температур. На подобные перепады тепла и холода жалуются даже сами барселонцы — и пульс скачет, и давление прыгает, Понятно, что уникальным инструментам, собранным в столице Испании со всего мира, подобный климат тоже не благоприятствует, а для скрипки Страдивари или клавесина Эрара был бы просто губительны. Но в Музее Музыки обеспечивают своим артефактам самые необходимые «условия проживания», и это ощущаешь сразу, притворяя за собой входную дверь: так разительна приятная прохлада музея с духотой, оставленной за его порогом.



На любом музыкальном инструменте вредно сказываются не только перепады температуры, но и параметры влажности. При излишней сухости воздуха идёт усыхание деталей инструмента, их коробление и растрескивание. При избытке влажности древесина разбухает, лаковое покрытие мутнеет и перестает выполнять свои защитные функции. В музее, благодаря кондиционерам, температура поддерживается строго 19-20 градусов, а влажность — 50-60%. Причём, что интересно, лучше допустить превышение влажности на десять процентов, чем допустить уменьшение ниже нормы всего на пять. Владельцы гитар, возьмите это на заметку. А ещё надо беречь инструмент от прямого солнечного света, который размягчает столярный клей.



Как правило, все инструменты — за стеклянной витриной, которая оберегает артефакты не только от нерадивых посетителей, но и от пыли. Пыль тоже способна разъедать полировку дерева и ухудшать звучание инструмента. Поэтому среда обитания виол и гитар, скрипок и роялей должна быть не только максимально стабильна, но и стерильна. И нисколько не удивляешься при виде работников музея с различными сложными приборами для регистрации вредных параметров воздуха.














А теперь о самой коллекции. Начну с гитары-арфы, она же арф-гитара. Устоявшегося словосочетания, судя по всему, пока ещё нет — как и нет этого инструмента в нашей стране — так говорят, и если кто-либо меня поправит, буду только признателен. Не стану описывать сложную конструкцию арф-гитары, достаточно увидеть на снимке, чтоб убедиться в уникальности инструмента и подивиться премудрости её создателя. Отмечу только, что на гитарном её грифе шесть струн, а других струн, от арфы, может быть сколько угодно.


История инструмента восходит к концу 18-ого века. Что двигало автором этого одного из самых загадочных инструментов, сказать сложно. Известно только, что жил он в Англии. Школы игры на арф-гитаре нет. И конечно, заманчиво было послушать его звучание. Над каждым музыкальным инструментом здесь вмонтирован динамик, через который льётся музыка. Играет она не навязчиво, и когда подходишь к другому экспонату, предыдущий инструмент уже не слышно — всё рассчитано.



В противоположность гитаре-арфе, в отдельном помещении однострунные инструменты. Оказывается, их не так уж и мало, если по всему миру собрать. Есть они практически у всех народностей в их ранней культуре развития. Некоторые инструменты похожи на лук с натянутой тетевой, другие на гусли. Терменвокс, в принципе, тоже однострунный инструмент, просто древним его никак не назовёшь. А один из самых древних однострунных инструментов — это эктара, бенгальский музыкальный инструмент, которому не одна тысяча лет. Называют её инструментом странствующих мудрецов. Это простейший музыкальный инструмент, который состоит из деки, похожей на «ведро» или горшок, и грифа, сделанного, как правило, из расщеплённой ветки бамбука. Резонатор, даже когда он делается из дерева, обычно сохраняет форму полушария. Но в музее можно увидеть самые разные модификации — овальные и даже четырёхугольные. В общем, как я понял, резонатор может принимать самые причудливые формы.



Кстати, фотографировать в музее возбраняется, но даже если бы и разрешали — окон нет, освещение крайне экономное: вредны для экспонатов ультрафиолетовые лучи. Тут даже цвет обоев и бархата футляров сделан в пользу красного, который в солнечном спектре наиболее «мягкий». И что для глаз, может, и приятно — видеть мир в розовых тонах, то для хорошей фотографии просто погибель.



Вернемся, однако, из Индии в Европу. Речь пойдет о губных гармошках. Впервые о ней упоминается в летописи города Берлина, датированной почти двести лет назад — в 1821 году. Христиан Фридрих Людвиг Бушман — так звали мастера. Первоначально называлась губная гармошка «аурой». Это самый неприхотливый инструмент: он не требует регулярной настройки и затрат на новые струны, как, к примеру, гитара. Другая особенность губной гармоники в её разнообразии по размерам: есть экземпляры меньше спичечного коробка — как птички-калибри среди остальных музыкальных инструментов.



Губная гармоника и сегодня популярна среди исполнителей, причём разных возрастов и музыкальных направлений. Ей подвластны все жанры — классика, джаз, блюз, рок, этническая музыка. Современные музыканты играют на губной гармонике через микрофон и специальный усилитель, и тогда она звучит громко, даже пронзительно. «Миссисипский саксофон» — так называли её, когда исполнитель солировал под аккомпанемент оркестра. В США, согласно статистике, на гармонике играют сорок миллионов музыкантов. Согласитесь, внушительное число. Наверное, это и самый покупаемый музыкальный инструмент. Согласно той же статистике, в год их продаётся до пяти миллионов.



Про клавесины долго рассказывать не стану. Отмечу только, что удивили они своим богатым убранством: резьбовых дел мастера потрудились на славу. Смотрится их работа очень красиво, благородно. А вот про этнические барабаны чуть подробнее. Во-первых, впечатлило их разнообразие — по форме, размерам и материалам.













Африканские барабаны — самые древние, появились они, как говорится, на заре человечества. Их деревянная основа, как правило, имеет форму песочных часов. У барабана два основных тона: при ударе в центр — низкий и глубокий, а при ударе в край — высокий и звонкий. Обычно на них играют стоя, повесив барабан на шею на ремне и зажав его между колен. В Европу африканские барабаны завезли в эпоху Средневековья — благодаря контактам с арабским миром. Однако многие ударные инструменты восточного происхождения оказались в какой-то момент под запретом со стороны католической церкви, и как результат — отставание Старого Света по части ритмической культуры. Этнические барабаны, как и другие народные инструменты, — это целый пласт в жизни той или иной страны, того или иного континента, и это особо остро воспринимаешь тут, в Музее Музыки, где они собраны воедино и поражают своим разнообразием.

Наша следующая встреча, как и обещано, станет продолжением сегодняшнего рассказа о музее, но, поверьте, это будет уже совсем другая история — полная неожиданностей, загадок и их разрешения.