Миф об умирающем и воскресающем звере

понедельник, 6 мая 2013 г.

1999


Христос Воскресе! Сегодня светлый праздник Пасхи, все чествуют воскрешение Христово. Как естествоиспытатель я человек нерелигиозный, но мне показалось своевременным показать некоторые любопытные параллели и совпадения между нынешним христианским праздником и древними языческими обычаями охотничьих народов, в число которых входят чукчи и эскимосы. Тем более, что это связано с моими любимыми белыми медведями и укладывается в канву рассказа об экспедиции 2012 года на остров Колючин.

рубцова

Эскимосы готовятся к обрядовым действиям по встрече "дорогого гостя" - добытого белого медведя (из книги Е.С. Рубцовой "Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект)", 1954 год


«Миф об умирающем звере». Когда-то в 1920-х гг. под таким названием опубликовал статью один из основоположников советской этнографии Владимир Германович Тан-Богораз, который на рубеже 19 и 20 веков будучи сосланным в Колымский край, долгие годы посвятил изучению культуры народностей Северо-Востока. Суть этой статьи в том, что животное, которое убили охотники, это не просто кусок мяса. Зверь добровольно отдает свою жизнь и тело голодным людям. Поэтому он является дорогим гостем среди людей, его нужно всячески ублажать, чтобы он простил людей и примирился с ними. После выполнения множества обрядовых действий и церемониального захоронения зверь вновь «обрастает мясом и шкурой» и, в конце концов, воскресает.


Эти анимистические воззрения были характерны для многих северных народностей и ярче всего проявлялись при добыче крупного и опасного зверя, что происходило нечасто и было великим событием для стойбища. Таким зверем был медведь. Отголоски древних религиозных представлений до сих пор видны в обычаях и специфических «медвежьих праздниках» у эвенов, айнов, ненцев, нивхов, кетов, манси, хантов, саамов и многих других народностей, чья жизнь тесно связана с охотой. Все основные ритуалы праздника, а именно: охота на медведя с соблюдением определенных правил; свежевание туши медведя; встреча медведя как гостя, одаривание и угощение; церемониальное приготовление медвежьего мяса и трапеза; извинительные обряды и «медвежьи пляски»; обряды сбора и захоронения костей и черепа; хранение шкуры, черепа и когтей в качестве амулетов, - имели место в традиционном обрядовом действе как в тайге – и относились к бурому медведю, так и на арктическом побережье, где обитает белый медведь.


Вот как описывал первый начальник острова Врангеля Г.А. Ушаков подобные воззрения эскимосов, приехавших с ним в 1926 году осваивать новую землю: «Эскимосы говорят: мы не убиваем медведя, мы берем у него только мясо и снимаем с него шубу. Душа медведя уходит во льды, там она наращивает новое мясо и новую шубу и опять становится медведем. Поэтому, убивая медведя, охотник старается быть гостеприимным хозяином, надеясь, что душа медведя вспомнит оказанный ей хороший прием и с новым мясом и в новой шубе вернется к охотнику». Не так давно это и было)))


umkylevyt-4

Еще в самом начале работы на острове Колючин я обнаружил множество медвежьих черепов, сложенных среди курумников в юго-восточной части острова. Обычно в одной куче находилось от одного до восьми черепов. Рядом с ними иногда лежали черепа волков и песцов, моржей и тюленей, оленьи рога, а иногда и человеческие черепа. По разломанным деревянным полозьям от нарт и специфическим деревянным копьям было видно, что здесь издавна хоронили людей, заваливая их камнями и складывая на могилу предметы, которые должны пригодится мертвецу по пути к «верхним людям». Полозьев от нарт было особенно много, поскольку путь в загробный мир нескор, и нарты для этого путешествия весьма пригодятся... Черепа животных складывали там же, где хоронили людей, т.е. им воздавали те же посмертные почести, что и умершим жителям стойбища. В общей сложности я насчитал более 100 черепов белого медведя на участке площадью около одного квадратного километра. Интересно, что черепов других животных здесь было значительно меньше, хотя в давние времена добывали тюленей или моржей куда чаще, чем таких крупных хищников, как белый медведь. Это указывает на то, что белый медведь для древних чукчей и эскимосов являлся более важной фигурой, чем остальные животные, и к его захоронению относились с особым почтением.


DSC_0083

В 2006 году я обнаружил самый крупный жертвенник на одном из восточных мысков. Он целиком состоит из черепов белых медведей. Часть из них почти полностью вросла в мох и обнаружить их можно было только при очень тщательном разглядывании местности.


Kolyuchin2006-10-03_13-20-17

Я насчитал 26 черепов, которые первоначально, по-видимому, были уложены кругом. Этот круг из черепов был нарушен, но частично сохранил форму. Я показал снимки знакомым археологам и специалистам по костным останкам мамонтовой фауны. Все они сказали, что даже по снимкам могут с уверенностью сделать вывод о древности этих черепов.


Подобные жертвенники когда-то были широко распространены на Чукотке. Во время плавания на пароходе «Вега» в 1878-1880 годах А. Норденшельд нашел на мысе Шмидта большое скопление черепов разных животных, находящихся на склонах возвышенностей, а также огромную груду костей, состоящих из множества (до 50) медвежьих черепов, расположенных вокруг мордами внутрь, частью из черепов оленей, белых медведей и моржей, расставленных менее правильным кругом, в середине которого были сложены в кучу оленьи рога и кости тюленей. Когда я приехал на мыс Шмидта в 1985 году, от этих жертвенников остались только отдельные кости и черепа. В 1983 году я нашел группу из 18 черепов белого медведя, выложенную линией на одном из холмов острова Аракамчечен к югу от Берингова пролива. Говорят, что нынче там не сохранилось и половины черепов. Большой жертвенник был в 1950-х годах в Уэлене. Теперь на его месте стоит пограничная застава. И сколько таких жертвенников было разрушено и предано забвению за годы советской власти?


skulls-1

Небольшой жертвенник на мысе Дежнева в Беринговом проливе. Здесь лежат уже довольно свежие черепа. Следовательно, традиция захоронения черепов белого медведя сохранилась до сих пор, невзирая на почти 60-летний запрет его добычи, введенный в 1957 году.


На острове Аракамчечен все черепа были повернуты мордой на восток. Известно, что для религиозных воззрений чукчей и эскимосов стороны света имели большое значение, при этом особую роль играл Рассвет (по-чукотски «Тнагыргын»), т.е. Восток. При жертвоприношениях Тнагыргыну кровь или кусочки тюленьей кишки кидали в восточную сторону. Вероятно, направление добытого зверя головой на восток имеет тот же жертвенный смысл. В отношении белого медведя восток имеет еще более глубокое значение. Образ белого медведя связан с востоком в ряде фольклорных и мифологических текстов. В.Г. Богораз записал сказку, которая объясняет необходимость принесения регулярной жертвы Тнагыргыну. Человек женился на белой медведице, но ее братья увели жену и детей в свою страну белых медведей. Муж отправился на поиски, попал к Тнагыргыну, тот помог, но за оказанную услугу потребовал плату. Из этого текста ясно, что страна белых медведей находится на востоке, иначе человек не попал бы к Тнагыргыну-Рассвету. Тнагыргын является распорядителем промысловых животных и при состязаниях со своими соперниками выпускает двух белых медведей. Таким образом, направление головы белого медведя к востоку может иметь двоякий смысл. С одной стороны, это возвращение белого медведя к себе на родину, с другой – возвращение Тнагыргыну его слуги и собственности.


34

Вот еще один небольшой жертвенник на острове Южный в Колючинской губе. Здесь медвежий череп лежит рядом с вкопанной челюстью гренландского кита. Челюсти китов часто были важными компонентами жертвенников на восточной Чукотке.


Когда я смотрю на эти древние захоронения черепов белых медведей, то всегда вспоминаю безапелляционные утверждения «защитников животных» о том, что чукчи и эскимосы, якобы, не имели традиций охоты на белого медведя. Вот как пишет об этом одна из дам-руководительниц «Движения в защиту белого медведя»: «А теперь немного о Чукотке. Мясо белого медведя на 100% заражено трихинелезом и практически не пригодно в пищу. Никогда охота на белого медведя не была коренной традицией, а являлась лишь предметом обмена на оружие, водку и другие товары» . Уверенность, с какой дама рассуждает о чукчах и их традициях, поражает. Хоть бы книжки почитала, что ли... Труды этнографов, историков и путешественников. Я уж не говорю о том, чтобы приехать и пожить на Чукотке среди тех самых чукчей и эскимосов, попытаться их понять, посидеть у древнего жертвенника и проникнуться духом старых как мир религий... Хотя о чем я! Безответственная болтовня в Интернете и подписание всяческих петиций – куда более простой и необременительный вариант почувствовать себя Великим Защитником Крупнейших Хищников На Земле. И не задумываться при этом, какую «медвежью услугу» оказывают твои невежественные заявления важной задаче сохранения белого медведя. Ну а съездить лучше в Марокко, на пляж, зачем какая-то холодная Чукотка...


Извините, кажется, я ушел в сторону. А вы заметили как первобытный миф о воскресающем звере воплотился в воскресении Христа? С Пасхой!


Продолжение следует…