Оупенинги: Сол Басс

среда, 8 мая 2013 г.

Он выиграл "Оскар" за режиссуру, однако наибольшую известность все-таки приобрел как креативный дизайнер анимированного опенинга. Басс ответственен за дизайн одного из логотипов для корпорации 'AT&T', а также в 1968-м разработал самый узнаваемый логотип 1970-х для авиакомпании 'Continental Airlines'. В ходе своей 40-летней карьеры он работал с величайшими голливудскими режиссерами, включая Альфреда Хичкока, Отто Премингера, Стэнли Кубрика и Мартина Скорсезе.














Сол Басс родился 8-го мая 1920-го в Нью-Йорке. Он учился в манхэттенской школе искусств Art Students League, пока не стал посещать классы Кепеша при Бруклинском колледже. Сол работал в голливудской типографии, делая рекламу к фильмам, пока не начал сотрудничество с кинорежиссером Отто Премингером в разработке постера к его музыкальной драме "Кармен Джонс". Премингер был настолько впечатлен работой Басса, что попросил его сделать вступительную заставку для фильма.

И тогда Басс впервые задумался над тем, что можно создать нечто большее, чем простые вступительные титры, чтобы не просто удивить аудиторию, но и внести вклад в общее настроение и тему фильма в самом начале просмотра. Сол одним из первых понял креативный потенциал опенинга и финальных вставок.


Басс стал широко известен за заставку к драме "Человек с золотой рукой" 1955-го. По сюжету фильма джазовый музыкант мечтает начать новую жизнь и начинает борьбу со своей наркозависимостью, которая в середине 1950-х была настоящим табу. Сол решил создать спорный опенинг, потому что тема фильма сама по себе была спорной. В качестве центрального образа он выбрал руку — на черной бумаге вырезалась рука наркомана; как и ожидал Басс, это произвело настоящую сенсацию.


Для Альфреда Хичкока Басс создал незабываемые заставки, используя кинетическую типографию, для фильмов "На север через северо-запад", "Головокружение" и "Психо". Именно эти революционные работы и сделали Сола почитаемым графическим дизайнером. В более поздних работах с Мартином Скорсезе он отошел от "оптических образов" и перешел к компьютерным технологиям, создав с их помощью вступительную заставку для криминальной драмы "Казино".


Басс трудился в своей сфере 40 лет, ответив за опенинги таких фильмов, как "Спартак" 1960-го, "Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир" 1963-го, "Славные парни" 1990-го, "Доктор Голливуд" 1991-го, "Эпоха невинности" и др. Многие заставки создавались с применением инновационных методов и просто поразительного графического дизайна.



Оупенинги Друзей Оушена мы уже рассматривали в прошлом году





Все его кинопостеры также были сделаны в особом стиле. После своего первого постера для фильма "Кармен Джонс" дизайнер часто сотрудничал с Премингером, Хичкоком и др. Его работа в этой области, вдохновившая многих других дизайнеров, насчитывает порядка пяти десятилетий. Однако в 1995-м Басс столкнулся с сомнительной данью уважения в свой адрес, когда постер для раскрутки фильма Спайка Ли "Толкачи" был поразительно похож на работу Басса к фильму Премингера "Анатомия убийства". Сол посчитал это воровством авторских прав, а не данью уважения.




Постеры Сола Басса








Логотипы, нарисованные Солом Бассом





В 1964-м Басс выступил режиссером короткометражки "Ищущий глаз", после чего смонтировал фильм Джона Франкенхаймера "Grand Prix" и сделал короткую документалку "Почему человек творит?", которая и принесла ему премию "Оскар" в 1968-м. Наконец, в 1974-м Сол снял свой единственный полнометражный фильм, "тихий, западающий в память, прекрасный … и почти неподдающийся познанию фантастический шедевр" — "Фаза 4", о котором, к сожалению, мало кто знает.


"Мои зарождающиеся мысли о том, как можно сделать вступление, чтобы задать настроение и добраться до сердцевины киноистории, чтобы выразить историю неким метафорическим способом. Я вижу вступительную заставку как способ выработать условный рефлекс у аудитории, чтобы, когда фильм фактически начался, зрители уже вступили с ним в эмоциональный резонанс".


Автор: Алексей Булатов

Оформление и подбор материалов: Субботний джем