Легенды Кудеяровой горы

среда, 7 ноября 2012 г.

k7

Начну как всегда) В четверг вечером раздается звонок, звонил мой друг Сергей, с которым мы обычно среди недели планируем всякие мероприятия на выходные, и я сразу же подумала, что сейчас меня опять позовут на вечерний субботний покер или воскресный утренний каток. Ан нет, Серый предложил поехать на экскурсию в село Лох Новобурасского района, главной достопримечательностью которого являлась знаменитая Кудеярова пещера. А так как народу собиралось ехать много, а машин было мало, то предполагалось что нашу часть компании повезу туда я) Предложение не смотря на явный корыстный умысел показалось мне заманчивым и я недолго думая согласилась. Выезд был запланирован на 9 утра в понедельник.

В понедельник утром неожиданно произошли какие-то изменения в нашем составе. Машин оказалось больше чем надо и я с радостью согласилась стать пассажиром) Из Саратова мы выехали в составе 8 машин где-то с 30 человеками на борту. Погода была не айс, но нас это совершенно не пугало.

Прибыв на место мы дружной толпой двинулись в след за нашим проводником-экскурсоводом, которого все называли просто Ильич

Первой точкой нашей экскурсии стало подножие Караульный горы.

Наша большая компания с интересом слушала рассказ Ильича, который поведал нам, что по одной из версий разбойник Кудеяр был старшим сыном царя Василия и соответственно братом Ивана Грозного, родила его сосланная на тот момент в монастырь первая жена Василия. Ну и вот якобы когда Кудеяр узнал, что он то должен царством править, а не его младший брат Иван, собрал он разбойников и начал мутить свое лихое дело, обосновавшись именно в этих горах. В те времена на склонах гор росли высокие сосны, на которых разбойники строили караульные посты, чтобы следить за проезжавшими по долине обозами купцов. Видимо отсюда и произошло название горы Караульная. Затем нам было предложено подняться на гору (как это раньше делали разбойники) А там на единственной на этом склоне сосне было реконструирован тот самый караульный пост:

Особо смелые решили залезть на сосну и почувствовать себя настоящими разбойниками.

Самый маленький разбойник среди нас:

И конечно же разве я могла отказаться от такого предложения))

И за одно сняла вид на дереве:

SDC10436

Затем мы все дружненько спустились по склону и направились к следующей легенде - Кудеяровой пещере, которая находилась в соседней с Караульной Кудеяровой горе. Опять же из преданий пещера эта была естественным природным объектом в центре этой пещеры было небольшое озерцо и Кудеяр вместе со своими братьями разбойниками жил в этой пещере, там они спали, готовили еду и хранили награбленное, а чтобы дым из пещеры уходил там была построена-проделана специальная труба, что-то типа современной вытяжки, которая вела на поверхность.

Подойдя к горе мы поняли, что нас опять ждал крутой подъем в гору. И мы медленно поползли вверх. Оказавшись на месте мы увидели это:

Скажем мы ожидали нечто побольше. Тем более по легенде Кудеяр въезжал в свою пещеру верхом на коне. А тут даже пони не просочится.

Далее нас группами по шесть человек начали заводить в пещеру. Пещера оказалась весьма низкая и поэтому почти весь путь я проползла на коленках. Сразу скажу что не смотря на все попытки нашего экскурсовода запугать нас страшилками про Кудеяра, который якобы все еще стережет здесь свои богатства, в пещере совершенно не страшно. только тесно. В глубину пещера была метров 7 далее тупик, и естественно той самой центральной пещеры, в которой жили разбойники, мы так и не увидели.

В пещере много разных углублений в стенах, некоторые уходят на несколько метров, но все тупиковые. Кароче, тут еще копать и копать.

А еще в пещере надо говорить шепотом, потому что может что-нибудь упасть на голову, например, такой вот валун

В общем вылезли мы все из пещеры целые и не вредимые и пошли... опять в гору. Оказывается на самой вершине Кудеяровой горы имеется отверстие, которое уходит вниз и якобы это та самая труба, которая ведет в центральную пещеру. Выглядела она вот так:

Воронка конусовидной формы, в центре которой действительно было какое-то углубление. Насколько оно глубокое выяснить так и не удалось, хотя некоторые даже пытались туда камушек бросить)) Ильичь рассказал, что сюда из университета приезжали и делали замеры, которые показали, что под горой действительно имеются давольно большие пустоты, но вот копать пока что-то никто не собирается.

Далее наша группа вернулась на склон горы, где мы услышали очередную легенду.

Как-то Кудеяр привез из очередного похода себе невесту, хохлушку, говорят была красивая очень. Она приглянулась и лучшему другу Кудеяра Симу. И чтобы определить кому же достанется такая красавица решились они на уговор: кто перепрыгнет с Меркуловой горы (которая находится прям напротив Кудеяровой) на Кудеярову через Майров дол, тому невеста и достанется. Кудеяр сел на своего коня и перепрыгнул, а у Сима конь споткнулся и упал прямо в долине, а в том месте, где Сим вместе с конем ушел под землю, забил родник, который с тех пор и стали назвать Симов родник. На этих словах мы начали спускаться с Кудеяровой горы и направились в сторону того самого родника.

Родник естественно освятили и даже оборудовали его весьма неплохо, но судя по тому, что все строения тут уже покосились, а мостки через ручей имеют печальный вид, следить за этим местом некому.

Кстати, по долине протекают две речки Соколка и Лошок. По одной из версий Соколкой речку назвал сам Кудеяр в честь своего любимого коня. А село Лох получило свое название из-за смягчения слова ЛОГ, что означало логово разбойников (но это тоже по легенде).

Ручьи коих здесь великое множество имеют совершенно жуткий вид из-за большого содержания в них оксида железа

Однако местных бобров это видимо ничуть не смущает и они тут прекрасно строят свои плотины

Не уверена, что это дело лап бобров, но выглядит прикольно)))

Пожалуй на сегодня это все, хотя я еще хотела написать про мельницу и церковь, но это видимо оставим на потом.

Р.S. Ах да, я же про Кудеяра не дорассказала! На той красотке он все-таки женился, но спустя какое-то время решил, что пора идти замаливать грехи, ну а попутчиков ему в этом деле не надо было и жену он свою прирезал ("бритвой по горлу и в колодец" как говориться, к тому же на тот момент у него уже столько грехов было, что одним больше одним меньше, разницы никакой). Пошел Кудеяр значит по монастырям и забрел как-то в женский монастырь. И там ему естественно приглянулась одна монашка. Увел он ее из монастыря в свои пещеры, но так как это был большой грех случилось страшное, монашка эта захворала и к осени скончалась. Кудеяр ее похоронил где-то на склоне гор. Богатство свое поделил между разбойниками и распустил их. Свои три сундука спрятал за железными дверями в недрах пещер, а сам ушел в неизвестном направлении и с тех пор о нем никто ничего не слышал. А дальше все как у людей: клад зарыт, Кудеяр его сторожит и проклятье на клад наложено вроде как на 400 лет. Так что скоро срок истечет, все берем лопаты и вперед на раскопки, дрогу к пещере я запомнила)))