Фото 1.
Сперва заедем ка мы в место под названием Волна-Шепелиновка. История: Время возникновения Волны-Шепелиновки — 18 век. Изначально поселение называлось по имени реки — Хавой и принадлежало морскому капитану по фамилии Шепелинский. В 19 веке на месте будущего села была построена усадьба «Шепелиновка», но ее хозяевами были уже не потомки капитана, а помещики Шуриновы.
В 1841 году в Хаве возвели храм Казанской иконы Божьей Матери, который по сей день сохранился и стоит в селе в ожидании реставрации. В 1861 году село Хава было перенесено на противоположный берег реки. А усадьба и церковь стали называться Шепелиновкой.
В 20 веке тут был организован колхоз «Волна». Позже название старой усадьбы и нового колхоза слились воедино, и село получило название Волна-Шепелиновка.
Достопримечательности Церковь Казанской иконы Божьей Матери. От церкви, построенной в соответствии с принципами русского классицизма, сохранились лишь храмовая часть с апсидой.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
уцелевшая фреска
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
За церковью расположен домик - остатки усадьбы Шепелинского. Изначально владельцем имения был отставной флотский капитан И.Я. Шепелинский. Уже при нем была выстроена деревянная Казанская церковь и в 1779 г., на карте генерального межевания, село значится как Казанская Хава.
Во второй половине XVIII в. земли вокруг села, а также и само село Казанская Хава, покупаются майором Петром Авдеевичем Шуриновым, только получившим дворянство. Петр Авдеевич имел трех сыновей: Александра, Павла и Дмитрия. После смерти П.А. Шуринова в 1820 г., имение Шепелиновку (Шуриновку) поделили два сына – Павел и Дмитрий Петровичи. Усадьба в Казанской Хаве с господским домом досталась Павлу, а Дмитрий выкупил в 1829 году смежную землю (на противоположном берегу реки) со стоявшим там барским деревянным домом. Павел Петрович скончался в 1825 году и Шепелиновка отошла к сыну - Константину Павловичу Шуринову. Ему же отошли и все владения дяди Дмитрия Петровича, умершего бездетным. В 1845 г. в селе строится новая кирпичная Казанская церковь «в 50 саженях от помещичья дома» (около 100м.).
Константин Павлович Шуринов (1818 - 1883) много времени посвящал своим усадьбам. О нем писали в газетах того времени: «Посвятив свои силы и знания сельскому хозяйству, он обратил особенное внимание на коневодство и много содействовал успеху его в ближайшем районе своим прекрасным конным заводом».
После смерти К.П. Шуринова усадьба в с. Первой Казанской Хаве досталась его старшему сыну – Николаю Константиновичу. Остальным двум сыновьям (Павлу и Константину) и жене Марии Михайловне отошли многочисленные владения – хутора, усадьбы и конные заводы, находящиеся, преимущественно на левом берегу р. Хавы В настоящее время в селе от усадьбы сохранилась Казанская церковь, несколько служебных построек, несмотря на значительные разрушения сохранившие черты архитектуры классицизма, верхний и нижний парки.
В 1859 г. в селе было 70 дворов, в которых проживало 525 человек, в усадьбе в этом году насчитывалось 8 дворов с населением 133 человека. В 1900г. в селе было 70 дворов, в которых проживало 525 человек, при усадьбе проживало 15 человек. В 2007г. в селе было зарегистрировано 17 жителей, остальное население – сезонное (дачники).
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Церковь в настоящий момент ждёт реставрации.
Фото 14.
Фото 15.
Ну а теперь - добро пожаловать в гости к Вию. Старая церковь и кладбище, не правда ли похоже? Находится эта деревянная церковь в Горенских Выселках. А история у нее достаточно интересная.
Фото 16.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в селе Горенские Выселки Новоусманского района в 1866—1868 гг. на средства помещиков Небольсиных. За образец Небольсины взяли храм в Успенской Хаве, лишь немного упростив его конструкцию, а в качестве материала – лиственницу. Изначально село называлось Левая Вершина. Его переименовали в Горенские Выселки после строительства церкви. Церковные земли имели в своем владении 33 десятины земли. В 1876 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. По данным 1905 года, в ней обучалось около 70 детей. Церковь имела штат, состоящий из священника, дьякона и псаломщика (данные на 1900 год).
Фото 17.
В архитектурном плане церковь представляет собой упрощенный тип ярусных храмов. Купол отделан железом. Внутри храма на стенах, обитых досками, сохранился лик Христа с воздетыми руками, потолок по кромке отделан бордюрным орнаментом. Под куполом - изображения святых, написанных на металлических пластинах.
Фото 18.
В 1930-х годах эту церковь постигла учать многих других храмов: священники были репресированы, колокол сброшен, хотя само здание осталось нетронутым. В начале 1950-х годов её начали разорять: были вскрыты полы, сломаны внутренние стены, вытащено железо, снят крест, колокольня была разобрана на дрова. Основное помещение, "по традиции", использовалось под зернохранилище.
В начале 1990-х годов жителями села был организован сбор средств на восстановление храма, были проведены первые работы, но для более масштабной реставрации нужны были иные средства.
В начале 2001 церковь пытался восстановить Михаил Николаевич Нибольсин, внук Федора Ивановича. Именно после его письма: «Необходимо как можно быстрее заняться реконструкцией, иначе с наступлением осени от дождей и снега рухнет главная купольная часть храма, которую после этого уже не восстановить…» и была собрана начальная сумма денег.Однако серьезных спонсоров не нашлось, крыша трапезной рухнула.
В настоящее время (2011 год) уникальная для Центрального Черноземья церковь находится в плачевном состоянии.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
На окнах сохранились кованые решётки.
Фото 25.
Присмотритесь внимательно. Прямо на углу видны остатки еще одной фрески.
Фото 26.
Фото 27.
Крыши нет, кругом развалины. жалко памятник.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Крест новый поставили, но надолго ли?
Фото 35.
Фото 36.
Вот такая интересная церковь. Жаль, что она сгниёт, и её так и не отреставрируют. Зато очень готичное место, приезжайте посмотреть, пока есть такая возможность!
Фото 37.
А вот сельский клуб
Фото 38.
Фото 39.
Постапокалиптический сельский пейзаж
Фото 40.
Оформлено с помощью «Обрамлятора»