Часть I. Круг над Хабаровском и отказ двигателя Часть II. Хабаровск – Комсомольск Часть III. Новые корветы на Амурском судостроительном Часть IV. Сборочный цех Гражданских самолетов Сухого Часть V. Исторические задворки города Юности Часть VI. Речка Силинка и поселок Горный Часть VII. Солнечный, перспективы ГОК и военная техника Часть VIII. В закат по дороге с облаками 1 Ранним утром 15 марта началась моя новая поездка в Комсомольск-на-Амуре в составе небольшого пула журналистов, сопровождавших губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта в его рабочей поездке на крупные предприятия, образующие самый мощный промышленный узел всего Дальнего Востока. Вашего покорного слугу пригласили в качестве блогера, причем на этот раз число блогеров, можно сказать, сравнялось с числом журналистов – также была приглашена Анна Сидорова anni_sanni , а в Комсомольске присоединились представители местной блогосферы.
2 Для перелета в Комсомольск предназначался Як-40 краевой государственной авиакомпании «Хабаровские линии». Она была создана в 2004 году, базируется в Николаевске-на-Амуре и обеспечивает главным образом пассажирские перевозки из Хабаровска в Николаевск и Охотск, в другие пункты края летает реже. Вместе с авиакомпанией «Восток» они выполняют все регулярные региональные пассажирские авиаперевозки в крае. Несколько лет назад компании даже собирались объединить, но потом эту идею отложили в сторону.
3 Регистрации как таковой не было – всем пассажирам рейса выдали посадочные талоны, после чего проследовал обычный контроль безопасности. До самолета от терминала шли пешком – там совсем недалеко, с перронным автобусом было бы больше возни. Точно так же поступают и на многих международных рейсах.
4 Як-40 с регистрационным номером RA-88251 в реестре Росавиации указан как борт губернатора Хабаровского края с VIP-салоном, на деле внутри нет абсолютно ничего, что оправдывало бы эту аббревиатуру. Салон ничего не отличается от линейных модификаций, может быть, только шаг кресел чуть увеличен, как это было у первых серийных Як-40. К слову, своего прикрепленного борта у губернатора нет – этот самолет выполняет и другие рейсы, не только для правительства края.
5 Вообще Як-40 самолет если не легендарный, то определенно близкий к этому – как-никак первый в мире реактивный самолет для местных воздушных линий. Разработка его началась в 1960 году, серийное производство стартовало семью годами спустя. Самолет на тот момент был очень перспективным, к нему проявляли высокий интерес и в капиталистических странах. К сожалению, сертификация Як-40 за рубежом затянулась, а потом грянул нефтяной кризис. Между тем при всех своих эксплуатационных достоинствах самолет не отличался экономичностью расхода топлива, и даже у советских летчиков заслужил говорящее прозвище гражданского истребителя керосина.
6 С учетом взлета и посадки при крейсерской скорости в 510 км/ч (максимальная составляет 546) перелет до Комсомольска должен был продолжаться около часа, при этом подниматься выше 4,5 км не предполагалось.
7 Большую часть этой подборки будут составлять фотографии Хабаровска, сделанные мною через иллюминатор. Жаль, стекло было мутноватым, а солнце порою оказывалось в контровом положении, что не лучшим образом сказывалось на качестве картинки. С другой стороны, я надеюсь, что за нешаблонность иных ракурсов можно простить явные технические огрехи, сосредоточившись лишь на информационной составляющей фотографий.
8 Летим чуть западнее, центральную часть кадра пересекает все то же Матвеевское шоссе, яркой кирпичной кладкой выделяются жилые новостройки. Много дальше, ближе к горизонту, скоплением башен выглядит новый жилой микрорайон Ореховая сопка. Расположен он в нетипичном для новостроек, обычно тяготеющих к центру или существующим крупным микрорайонам, месте близ северо-восточной границы города. По замыслу краевого министерства строительства тем самым заложен новый вектор развития застройки Хабаровска – не вдоль береговой линии, а вглубь территории. Чуть левее и еще дальше виднеется светлая игла хабаровской телебашни, венчающей Северный микрорайон.
9 Так называемая Стрелка – район, где улица Карла Маркса (слева) разделяясь, уходит в направлении аэропортов Матвеевским шоссе (выше) и в сторону Комсомольска-на-Амуре Чернореченским шоссе (ниже).
10 Под крылом от находящегося значительно южнее Восточного шоссе к Карла Маркса тянется улица Выборская, известная в городе главным образом находящемся на ней крупным вещевым рынком, чаще всего называемым просто Барахолкой. Впрочем, чтобы увидеть этот рынок, нужно было сидеть у иллюминатора по левому борту самолета.
11 Несомненной доминантой тут выглядит первый и единственный небоскреб Хабаровска – вторая очередь бизнес-центра «Новый квартал», чья высота превышает сто метров (подсказывают, что проект упростили, и по факту будет чуть менее ста метров). К сожалению, это здание пока так и не сдано – его строительство и отделка идут с большим скрипом. Насколько я знаю, сейчас объект за долги забрал банк и вяло ведет работы на собственные средства, но покупатели пока в дефиците. Это ставит под большой вопрос возведение еще более грандиозной третьей очереди этого же БЦ. Кстати, очень жаль, так как небоскреб даже в недостроенном виде украсил архитектурно весьма унылый район улицы Павленко. Левее белой башни виднеется сданная еще до кризиса 2008 года первая очередь БЦ «Новый квартал», а еще левее стоит здание хабаровской таможни. Далее небоскреба по обилию железнодорожных путей и пересекающему их виадуку можно опознать вокзал. Еще дальше видны трубы и установки Хабаровского нефтеперерабатывающего завода – одного из двух в Дальневосточном федеральному округе (второй – КНПЗ – находится в Комсомольске-на-Амуре). У левого края снимка устремлены в небо полосатые трубы ТЭЦ-2, стоящей на берегу Амура.
12 Тут тоже можно заметить и небоскреб, и ТЭЦ-2. На ближнем плане привлекают внимание панельные многоэтажки нового микрорайона Рабочий городок. Левее, по другую сторону улицы Ленинградской, можно видеть край в основном оставленного военными Волочаевского городка. В центре кадра, у двух черно-желтых параллелепипедов Городского дворца культуры, изначально являвшегося домом культуры Дальневосточного завода энергетического машиностроения, Ленинградская пресекается с уходящей налево улицей Ленина. Правее ГДК можно видеть довольно обширную территорию упомянутого завода «Энергомаш». К слову, благодаря этой территории завод сумел устоять в трудную пору, сдавая помещения в аренду, а сейчас его дела постепенно улучшаются. В частности, в прошлом году «Дальэнергомаш» приобрел Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования (КЗПТО), чем спас последний от практически неминуемого закрытия.
13 Здесь в кадр попал практически весь центр города – он у Хабаровска весьма компактный, несмотря на то что сам город раскинулся на огромной площади, одна только его протяженность вдоль речного берега составляет почти пятьдесят километров.
14 Район исторического центра. В южной его части привлекает внимание бело-золотой Спасо-Преображенский собор на площади Славы, который просматривается и с китайской стороны границы. Между улицами Запарина и Калинина высится новая доминанта этой части города – офис «Транснефти»; на мой взгляд, весьма удачный проект. Конечно, нельзя не заметить увенчанный белым зданием бывшей спасательной станции Амурский утес – символ города. В правой верхней части кадра уже за стадионом им. Ленина по лесу кранов легко опознать грузовой речной порт.
15 Тут неплохо видно, что замерзший Амур не ограничивается широким главным руслом, а включает в себя и протоки между островами левого берега. Кстати, северная граница Хабаровска проходит перед виднеющимися вдалеке – почти на горизонте – Воронежскими сопками. В южном направлении город вытянулся еще дальше, но это я лучше покажу во втором части альбома.
16 Хабаровск издавна называли «три горы, две дыры». Горы – это уходящие от берега Амура три длинных холма, параллельные гряды дальних отрогов Сихотэ-Алиня, по вершинам которых сейчас проходят три главные улицы центральной части Хабаровска (по северному холму – улица Серышева, по среднему – Муравьева-Амурского, а по южному – улица Ленина). Под дырами понимали расположенные между холмами низины, где протекали речушки Чердымовка и Плюснинка, над которыми на рубеже 1950-х и 1960-х годов разбили соответственно Амурский и Уссурийский бульвары. Пять уходящих вдаль широких «просек» в сплошной застройке и являются упомянутыми горами и дырами.
17 Сердце исторического центра города. Если судить по архитектуре, то при взгляде с воздуха это определить сложно – насколько прочно тут прописалась точечная высотная застройка.
18 Район улицы Серышева и Амурского бульвара чуть крупнее. Внизу по центру видна Иннокентьевская церковь – самая старая в городе. Справа от нее стоит институт физической культуры, который возглавляет самый молодой в России ректор. Еще правее, через бульвар, можно видеть высокий плоский корпус гостиницы «Интурист» – доминанты прибрежной части города с конца 1970-х.
19 От ковша яхт-клуба вглубь застройки уходит улица Советская. Светлое здание в ее начале – спортивно-стрелковый комплекс. Слева у подножья Казачьей горы, увенчанной одноименным жилым комплексом, делает петлю улица Тихоокеанская, уводящая к северной части города. Кстати, из двух башен упомянутого ЖК до сих пор сдана только одна – вокруг второй уже который год не утихает скандал с обманутыми дольщиками.
20 Под крылом – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий компании «Альянс» (в отличие от КНПЗ, которым владеет «Роснефть»).
21 Вновь улица Тихоокеанская (здесь она дугой проходит снизу), район поворота на Спиртзавод. Налево вверх вдоль многоэтажек в направлении Воронежской уходит улица Шелеста, знаменитая своим обширным частным сектором.
22 Тихоокеанский государственный университет (бывший Хабаровский политехнический институт), на базе которого сейчас строится региональный технопарк. С воздуха планировка здания кажется довольно простой, но на деле внутри с непривычки довольно легко заблудиться.
23 Краевой онкологический центр по Воронежскому шоссе. Соединенное с основным корпусом надземным переходом здание слева – это единственный к востоку от Урала ПЭТ-центр, где внедряются самые современные технологи ранней диагностики раковых заболеваний.
24 Над северной частью города самолет слегка тряхнуло, раздался металлический скрежет, несколько похожий на звук уборки шасси. Вскоре стюардесса сообщила, что мы возвращаемся в аэропорт Хабаровска.
25 Оказалось, у нашего Як-40 отказал один из трех двигателей. Хотя этот самолет может продолжать горизонтальный полет и на одной работающем турбине, ситуация, конечно, внештатная. В салоне по-прежнему было спокойно, самыми тяжкими раздумьями, похоже, оказались мысли о неизбежном сдвиге программы рабочей поездки губернатора от намеченного графика.
26 Новое Матвеевское кладбище на фоне труб и градирен ТЭЦ-3 в Березовке.
27 У взлетно-посадочной полосы на всякий случай, как это и положено по инструкции, дежурили пожарные машины и спасатели.
28 Тут можно видеть ангар, где недавно планировали открыть производство по доукомплектованию отдельных модификаций выпускаемого в Комсомольске ближнемагистрального лайнера SSJ-100, но пока так и не создали. На переднем плане стоят Ан-24, один из которых принадлежит артели старателей «Амур» и выполняет рейсы к осваиваемым ею приискам. Второй Ан-24 эксплуатируется «Хабаровскими авиалиниями». Также можно видеть несколько старых судов в окраске уже давно прекратившей существование компании «Дальавиа».
Продолжение следует |
К сердцу дальневосточной промышленности: круг над Хабаровском и отказ двигателя
понедельник, 18 марта 2013 г.