Это снова я со своими северными картинками. Продолжаю начатое мероприятие. Кто не видел первой части, милости прошу заглянуть сюда. Как и первая часть, этот репортаж классическая лытдыбрическая солянка, слепленная из побочных кадров, сделанных в ночь перевозки Ан-26. Многословить не буду, заходите под кат.
01. А начну репортаж с железнодорожной темы. Каждый раз проезжая по этой дороге смотрел я на этот паровоз и мечтал его запечатлеть. В ту ночь мне наконец-то это удалось.
Теперь почитайте немного букв. Небольшое описание ситуации с железнодорожным сообщением Дудинка-Норильск и история создания этого памятника изложена в журнале af1461 вот в этой записи. Там же есть несколько зимних фотографий этого паровоза. Снимки сделаны еще до реконструкции моста.
Узкоколейка, соединяющая пристань на р.Норильская и строящийся рудник была сооружена в начале 1936 года. Немногим позже началось строительство 114-километровой магистральной линии от порта Дудинка, открытой весной 1937.
Самая первая железная дорога Норильска была построена в авральном режиме, в основном силами заключенных. Первые поезда проходили 114-километровый участок примерно за неделю, потом этот срок удалось сократить до 2-3 дней. Лишь в 40-х годах маршрутная скорость стала соответствовать хотя бы торфовозным узкоколейкам "большой земли", но все равно сходы с рельсов были часты и приводили к задержкам движения.
Растущие потребности Норильского комбината эта УЖД уже не могла обеспечить, и в 1947 году было принято решение о строительстве железной дороги нормальной колеи (1524 мм). К 1952 году работы были в основном закончены, при этом длина пути уменьшилась более чем на 10 километров - дорога прошла по более прямой трассе. С 1952 начат демонтаж старой узкоколейки.
Разбирали дорогу настолько тщательно, что ко времени перестройки не осталось почти ничего кроме насыпи в тундре, развалин мостов и немногочисленных фотоснимков. И когда руководство комбината решило воздвигнуть памятник строителям и эксплуатационщикам линии, так много сделавшей для Норильска - выяснилось что не осталось даже самой захудалой вагонетки. В итоге было принято решение закупить узкоколейный паровоз на "материке" и установить его в качестве памятника.
Паровоз Гр-274 нашли аж на Украине, в Гайвороне, и сначала по железной дороге, а потом и по воде доставили в Дудинку. И сейчас всех проезжающих по автодороге Дудинка-Норильск встречает стоящий на берегу реки Амбарной посреди голой тундры одинокий паровоз, а рядом - два моста: старый, узкоколейный, и новый...
02. Мост реконструировали, а точнее построили новый. Я, если честно, не верил, что такое случится. Когда старый мост разобрали, паровоз перевезли к ЖД вокзалу. Я думал, что всё так и останется. Мост не восстановят, паровоз так и останется у вокзала. Я оказался не прав. Всё сделали, новый мост построили, паровоз вернули на место. Теперь памятник выглядит вот так.
03. Пока я фотографировал памятник, по новому стальному мосту просвистел одинокий 2ТЭ-116 за номером 1651.
04. Машинист заметил меня и поприветствовал :) Кстати, вопрос к тем, кто знает. Где сидит машинист и где сидит помощник машиниста?
05. Тепловоз в лучах заката, мне просто понравился этот кадр.
06. С ЖД темы плавненько переведу вас на автомобильную :) ...
07. ... и продолжу репортаж пейзажно-электрической. Редкий пейзажный снимок у меня обходится без опоры ЛЭП.
08.
09. Тем временем мы двигаемся в сторону Норильска. Подъезжаем к Кайеркану.
10. Проезжая Кайеркан, я снимать не стал. Зато на подъезде к Надеждинскому металлургическому заводу сделал довольно удачный кадр. Кстати, такой кадр очень давно хотел сделать. Вот получите и распишитесь. Трубы дымят и денно и нощно, в воздух выбрасываются миллионы тонн газов и пыли. Так, для справки, предприятиями находящимися на территории Норильска за год в атмосферу выбрасывается около 1,8 миллиона тонн загрязняющих веществ.
Кто желает совершить виртуальный облет Кайеркана, а так же увидеть завод сверху, у меня в журлике есть давняя запись, лежит она здесь. Сразу хочу предупредить, что кадры сделаны не мной, автора мне найти не удалось. Все снимки включенные в серию репортажей "Ну что полетели?" найдены мной в локальных городских сетях.
11. Дым вылетает из труб и уходит за горизонт.
12. Снова снегозадерживающие заборы. Без них в нашей местности не обойтись.
13. Самое грустное здание на свете.
14. Дальше по пути открылся очень хороший вид на гору Шмидта. В простонародии мы её называем Шмитиха.
Подножие горы скрывают отвалы пустой породы. Эту породу вывозили с Рудника открытых работ и карьера Медвежий ручей. Ссылочки на репортажи с этих рудников даю не для самопиара, а специально для тех, кто читает мой журлик в первый раз и многого не видел.
15. Чуть отдалю, чтобы вы увидели картинку целиком.
16. Впереди горы, красота, а за спиной апокалиптично-техногенные картины. НМЗ выдает дым миллионами кубометров.
17. Газоход. Я же говорю, не репортаж, а сборная солянка :)
18. И снова в кадре ЛЭП.
Кадры с 14го по 18й были отсняты на месте установки перевозимого Ан-26. Я умышленно не показываю пустой постамент, на котором когда-то стоял Ил-14. Просто у меня есть задумка - снять установленный АН-26, вот тогда можно будет и показать пустой постамент.
19. Повинуясь дорожным указателям едем домой.
20. Нам туда, в эту голубую даль.
21. Все оставшиеся снимки сделал из окна машины. Поселок Западный, я там тоже побывал. Для случайно заглянувших даю ссылочку. Может там погулять и посмотреть развалины.
22. Развалины шахты №24 Угольная-коксовая. Я там тоже побывал, но репортажа нет, руки не дошли :)
Обратите внимание на верхнюю часть снимка, это гора Обрыв. На вершину которой я вас методично веду целой серией репортажей уже в течение полугода. Видите постройки на горе? Это то, что осталось от воинской части. Вот как раз следующий репортаж как раз начнется с вершины этой горы.
23. Финальный снимок. На этом позвольте закончить пейзажно-развлекательную часть. Следующая остановка - заброшенная часть ПВО на горе Обрыв. С её военно-техногенными картинками и полной разрухой.