А потом закрылся, обвинив во всём коронавирус.
Американский стартап ScaleFactor шесть лет уверял клиентов из малого бизнеса, что разработанная им программа может полностью взять на себя их финансы. Инвесторы успели вложили в сервис 100 миллионов долларов, но потом обнаружили, что все расчёты ведут вручную обычные бухгалтеры, а не искусственный интеллект. О том, как работал этот стартап и как он разрушился, рассказал Forbes.
- Курт Ратманн создал ScaleFactor в 2014 году;
- В 2017 году фирма заручилась поддержкой бизнес-инкубатора Techstars Austin, общий объём инвестиций составил 2,5 миллиона долларов. Потом на стартап обратил внимание партнёр из Canaan Partners. Его фирма обеспечила молодой компании инвестиции на сумму 10 миллионов долларов;
- Спустя полгода ScaleFactor получил 30 миллионов долларов в ходе раунда, который проводил Байрон Дитер, партнёр Bessemer Venture Partners и влиятельный инвестор в сфере облачных вычислений из Кремниевой долины;
- Со временем клиенты начали осознавать, что что-то идёт не так. В апреле 2019 года один из них потребовал расторжения контракта, когда увидел, что выписки предоставляются не в режиме реального времени, а раз в месяц, так как их обрабатывают вручную;
- Во время финансово-юридической экспертизы один из потенциальных инвесторов обнаружил, что в компании есть специальная команда «менеджеров по работе с клиентами», но позже выяснилось, что они были бухгалтерами;
- ScaleFactor убеждала клиентов, что после первичной консультации бухгалтерию будет вести продукт на базе искусственного интеллекта. Программное обеспечение должно было представлять не ежемесячные выписки, а сообщать данные на собственном портале в режиме реального времени;
- На самом деле программа имела много багов и ошибок, её нельзя было использовать для точной сортировки операций, поэтому компания наняла специальную команду бухгалтеров. Они должны были вручную заполнять ведомости клиентов и исправлять ошибки системы;
- В итоге выяснилось, что у ScaleFactor был только один инструмент с компонентом автоматизации — внутренний движок рабочей среды, управляемый список задач для сотрудников, через который организовывались задания для ведения бухгалтерии клиента;
- Даже после этого стартапу удалось привлечь инвестиции в новом раунде финансирования в начале июня 2019 года;
- Работникам компании пообещали удвоить премии, если они смогут заработать на контрактах с новыми клиентами 800 тысяч долларов. По словам клиентов, им начали предлагать скидки в обмен на рекомендацию, с другими подписывали договор даже без платежных реквизитов. В конце месяца отделу продаж сказали, что целевые показатели достигнуты, но через несколько недель выяснилось, что на премии рассчитывать не стоит: некоторые сделки были незаконными, а цели на самом деле достигнуты не были;
- ScaleFactor с трудом набирал новых клиентов, а существующие заказчики требовали компенсаций. В октябре 2019 года сотрудник, отслеживавший отток клиентов, сообщил о реальном риске потери около 600 тысяч долларов годового дохода;
- В январе 2020 года Курт Ратманн объявил, что ScaleFactor намерен перейти к модели коммерческой площадки, связывающей обычных бухгалтеров с потенциальными клиентами;
- В феврале об этом объявили широкой общественности, заодно уволив около 40 сотрудников;
- Через месяц США захлестнула пандемия, и существующие клиенты уже не поддавались ни на какие уловки. Весной инвесторы обсуждали будущее стартапа, но в итоге его работу решили завершить;
- В июне Ратманн объявил о скором закрытии ScaleFactor. Он жаловался, что из-за падения спроса со стороны малого бизнеса на фоне пандемии годовая выручка предприятия, на конец 2019 года составлявшая 7 миллионов долларов, сократится почти вдвое;
- ScaleFactor сообщил, что уволит около 100 сотрудников с трёхмесячным выходным пособием и вернет средства инвесторам;
- Некоторые бывшие клиенты и сотрудники считают, что коронавирус стал «удобной отговоркой», а руководство стартапа попыталось скрыть масштабы реального ущерба.
{ "author_name": "Ольга Щербинина", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441"], "comments": 14, "likes": 25, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "analysis", "id": 191161, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 24 Jul 2020 20:51:22 +0300", "is_special": false }