Что происходит с политикой Uber и Tesla и почему вокруг них бушует скандал на почве дискриминации и сексуальных домогательств.
В феврале 2017 года компания Uber попала в центр скандала с сексуальным домогательством. Истории нескольких девушек о приставаниях сотрудников попали в прессу и вызвали общественный резонанс. Он вскоре накрыл и компанию Tesla, где тоже вскрылся факт приставаний. Из-за этих событий в США в очередной раз встал вопрос домогательств в Кремниевой долине — районе с самым большим количеством успешных технологических компаний.
Инженер против руководства
В ноябре 2015 года молодая девушка Сьюзан Фаулер (Susan Fowler) устроилась в компанию Uber инженером по работоспособности сайта. К этому времени она уже окончила Стэнфордский университет — лучший университет США по версии Forbs, и проработала в нескольких технологических компаниях вроде Atlas и CMS.
Фаулер понравились первые недели стажировки в Uber. Этот период запомнился ей трудовым хаосом и суетой, однако только подогрел желание ускорить свою работу. Она с успехом прошла проверку и выбрала подходящую по своей специальности команду. По подсчётам Фаулер, на тот момент её отдел на 25% состоял из женщин.
Когда она уволилась из Uber в декабре 2016 года, её команда на 97% состояла из мужчин. Эта статистика — результат истории, в которую оказалась втянута Фаулер в первый официальный день работы после стажировки.
К Фаулер приставили нового менеджера, который недавно расстался с девушкой. Он написал новой сотруднице в корпоративный чат и объяснил, что не может «не лезть в неприятности» и хочет заняться с девушкой сексом. Менеджер не уточнил, с какой именно, но Фаулер решила, что он имеет в виду именно её. Девушка сделала скриншоты переписки и отправила в отдел кадров.
После публикации истории в интернете, некоторые читатели обратили внимание, что Фаулер не выложила скриншоты переписки. Это создало мнение, что девушка выдумала рассказ. По данным на 1 марта 2017 года технический специалист не опубликовала доказательства переписки.
Отправив сообщения, девушка решила, что вскоре с её обидчиком разберётся руководство. Но хотя в отделе кадров согласились с тем, что менеджер домогался Фаулер, там решили замять дело: это был хороший сотрудник и он первый раз сделал подобную ошибку.
Девушке предложили выбор: перейти в другой отдел и никогда больше не пересекаться с обидчиком или остаться и продолжить работу. Последний вариант предполагал, что, вероятно, обиженный за отказ менеджер напишет Фаулер плохую характеристику.
Девушка восприняла предложение отдела кадров как несправедливый ультиматум. А затем рассказала о ситуации другим руководителям, двигаясь всё дальше вверх в иерархии собственного отдела.
Везде ей отвечали, что её обидчик — профессионал своего дела и его первый раз обвиняют в домогательствах. Затем следовал всё тот же выбор: уйти в другую команду или остаться и получить плохой отзыв от менеджера.
После долгих споров с руководством Фаулер сдалась и перешла в новой отдел. Она перестала встречаться с обидчиком, но при этом осталась в желаемой сфере. В новом отделе девушке понравилось даже больше. Приобретённый там опыт в итоге вылился в её первую книгу о тонкостях работы в технологических компаниях.
Постепенно Фаулер знакомилась с остальными сотрудницами отдела. Они много говорили о работе, делились историями и однажды затронули тему того самого менеджера. Выяснилось, что жалоба Фаулер на домогательства была не первой. Девушки из разных отделов компании обвиняли менеджера в приставаниях, но руководство всегда отвечало одинаково: «это его первый раз».
Спустя несколько месяцев на обидчика Фаулер пожаловалась ещё одна девушка, но ей предложили сделать тот же выбор, что и остальным. Тогда сотрудницы решили объединиться и пожаловались в отдел кадров.
Жалобы не помогли. Начальник отдела кадров по отдельности заявил каждой девушке, что только она жаловалась на менеджера. В итоге компания отказалась применять к мужчине какие-либо санкции. После этого Фаулер и другие девушки разочаровались в собственном руководстве.
Однако вскоре обвинённый в приставаниях менеджер уволился. По официальной версии, он ушёл с должности по собственному желанию.
Параллельно этой истории в разных отделах Uber бушевала, по выражению Фаулер, «политическая Игра Престолов». Менеджеры ссорились с коллегами, мешали им работать и старались показать их в плохом свете перед высшим руководством. При этом такую политику никто не скрывал, менеджеры свободно рассказывали подчинённым, как подставляли коллег.
Проблемы в отношениях повлияли на производительность отделов. Проекты замораживали, сотрудники не понимали, в чём их задачи, а по офисам ходила атмосфера страха, что команды перетасуют и отправят заниматься другим проектом. Фаулер же старалась выкладываться по максимуму.
Мне повезло работать в этот период [«политической Игры престолов»] среди лучших инженеров. Мы старались вести себя тихо, благодаря этому хорошо, а иногда и великолепно, выполняя работу. Вместе мы пережили период реорганизации, замороженных проектов и невозможных дедлайнов. Мы поддерживали друг друга и всю систему Uber, веря, что однажды всё наладится.
Сьюзан Фаулер, технический специалист
Cитуация в компании ухудшилась: люди стали переводиться в другие отделы, где коллектив вёл себя спокойнее. Прошение о переводе подала и Фаулер. Она подготовила всё документы, получила отличные отзывы и письменную поддержку менеджера, в команду которого она хотела перевестись.
Компания отклонила её прошение. По словам высшего руководства, причиной стали некие проблемы Фаулер с персональными качествами. В ответ на это Фаулер потребовала показать жалобы на её работу. Руководство такие документы не предоставило и отказалось объяснить детали отказа в переводе.
Девушка продолжала давить, но в итоге ей лишь ответили, что «проблема с персональными навыками не всегда связана с продуктивностью на работе». Фаулер не поняла смысл фразы и решила дождаться следующего сезона оценки рабочих навыков.
Через несколько месяцев Фаулер подала новое прошение и получила отказ: руководство не увидело у девушки перспектив для карьерного роста. Ей посоветовали больше работать, проигнорировав тот факт, что Фаулер написала и издала книгу.
Примерно в ноябре отдел Фаулер на 94% состоял из мужчин. Женщины переводились в другие сферы компании или увольнялись. У этого было две причины: хаос и сексизм в руководстве отдела и всей организации. К примеру, когда Фаулер спросила своего директора, почему число женщин в их команде так стремительно уменьшается, он ответил, что сотрудницам Uber просто нужно лучше работать.
Фаулер продолжали присылать сексистские письма по командной почте. Она сохраняла переписку и отправляла в отдел кадров. Девушка не надеялась, что это что-то изменит и просто составляла список случаев домогательств. Однажды отдел кадров ответил.
Фаулер пригласили на беседу и спросили, не считает ли, что во всех случаях приставаний виновата она, а не обвиняемые менеджеры. Девушка отвергла предположение. Затем её спросили, как часто и о чём она общается с другими сотрудницами: на какие темы, где проходят беседы, какой электронный адрес используется для переписок. Под конец разговора девушке сообщили, что отправлять жалобы в отдел кадров по интернету непрофессионально.
Неделей позже менеджер намекнула Фаулер, что она может потерять работу из-за недопонимания с отделом кадров. На тот момент по подсёту девушки из 150 сотрудников её отдела в Uber только 3% были женщинами. Тогда Фаулер уволилась и через месяц устроилась в технологическую компанию Stripe.
По данным издания TechCrunch, точное количество сотрудниц компании Uber неизвестно, руководство никогда не публиковало подобную информацию. Однако 20 февраля 2017 года глава компании Трэвис Каланик (Travis Kalanic) сообщил, что общее число работников женского пола в Uber составляет 15%. Для сравнения он привёл статистику других компаний: 17% — у Facebook, 18% — в Google и 10% — у Twitter.
Вспоминая карьеру в Uber, я радуюсь, что мне довелось работать с одними из лучших инженеров. Я горжусь вкладом и влиянием, которое оказала на компанию. Когда я думаю о рассказанной истории [работы в Uber], мне грустно, но я не могу перестать смеяться — какой же это был странный опыт и столь же странный год.
Сьюзан Фаулер, технологический специалист компании Stripe
Удар по репутации Uber
19 февраля 2017 года Фаулер опубликовала историю работы в Uber в личном блоге. Несколько часов спустя основатель издания The Huffington Post и член совета директоров Uber Арианна Хаффингтон заявила, что проведёт собственное расследование домогательств, и попросила присылать свои сообщения о подобных случаях.
Примерно в это же время глава компании Трэвис Каланик заявил изданию The Verge, что поражён историей Фаулер. По его словам, он никогда до этого не слышал о сексуальных домогательствах внутри компании.
Руководитель компании поддержал идею Хаффингтон и запустил специальное расследование, к которому подключил бывшего генерального прокурора США Эрик Холдера, Хаффингтон и главу отдела кадров Uber. Совместно они должны провести в компании следствие на основе заявлений Фаулер и вынести независимую оценку.
Однако ещё до того, как история Фаулер получила огласку, репутацию Uber штормило. В конце января 2017 года в американском Твиттере разошёлся хештег #DeleteUber. Причиной его популярности стало решение Uber отключить повышенные тарифы в окрестностях одного из крупнейших аэродромов в мире — международного аэропорта имени президента США Джона Кеннеди (JKF). С одной стороны, это позволило стабилизировать цены, с другой — снизило зарплату водителей.
Пользователи Uber решили, что таким образом компания хочет навредить находившемся в JFK таксистам и отбить у них желание участвовать в глобальной акции протеста против реформ президента США Дональда Трампа. После этого в Твиттере призвали удалять приложение Uber и прикреплённые к нему учётные записи.
Ситуацию усугублял тот факт, что Трэвис Каланик входил в неофициальную команду советников Трампа по вопросам экономики и политики. 2 февраля Каланик сообщил, что покинул команду, но урон уже был нанесён. Люди массово удаляли аккаунты в Uber и ставили приложению плохие оценки в App Store и Google Play. Это привело к тому, что к 22 февраля, после публикации Фаулер, средняя ежемесячная оценка приложения опустилась до 1,69 баллов из пяти.
Удаляя приложение, некоторые пользователи писали «Трамп», вероятно, выражая отрицательное отношение к лидеру США. Некоторые клиенты Uber указывали, что удалили приложение из-за политики замалчивания сексуальных домогательств в компании.
С 23 февраля при удалении приложения Uber пользователи стали получать письмо-извинение руководства компании. По данным The Verge, в тот день письмо получили около 40 человек. В нём говорилось, что в Uber сильно обеспокоены публикацией Фаулер о сексуальных домогательствах. Там же пояснялось, что компания начала расследование.
История Фаулер получила широкий резонанс в СМИ. Издание Mashable, к примеру, опубликовало материал «41 шаг к тому, чтобы Uber увидела проблему сексуальных домогательств». В статье в краткой форме пересказывалась история Фаулер, которая прошла от жалоб начальству на приставания до публикации истории об этом в интернете.
Би-би-си привела статистику сексуальных домогательств в Кремниевой долине. По данным издания, около 60% женщин в в столице технологических компаний США подвергались сексуальным домогательствам. Из них 40% замалчивали подобные инциденты, чтобы не навредить карьере.
В разговоре с журналистом газеты The New York Times несколько сотрудников Uber заявили, что после публикации Фаулер задумались об увольнении.
28 февраля 2017 года журналистка издания Recode Кара Суишер (Kara Swisher) отправила главе Uber Каланику письмо, где указала, что вице-президента компании Амита Сингхала (Amit Singhal) обвинили в сексуальном домогательстве, когда он работал в Google. Каланик заявил, что при приёме на работу Сингхал умолчал об этой информации. После этого глава Uber вынудил вице-президента уйти в отставку.
Сингхал, проработавший в Google 15 лет и ушедший оттуда по собственному желанию, подтвердил, что его обвиняли в приставаниях. Однако специалист отметил, что он никогда и никого не домогался.
На фоне рассказа Фаулер вскрытая информация об сексуальных домогательствах вице-президента Uber только добавила истории резонанса. Ведь как может компания справиться с такой проблемой, если с ней напрямую связано высшее руководство.
Обвинения против Tesla
28 февраля 2017 года издание Guardian опубликовало статью о сексуальных домогательствах в Tesla — в одной из ведущих автомобильных компаний Кремниевой долины. В материале издания рассказывалась история работницы Tesla Эй Джей Ван Дер Мейден (AJ Vandermeyden). В этот же день владелец компании Элон Маск пообещал в 2018 году отправить первых космических туристов на Луну.
Девушка подала в суд на Tesla за дискриминацию ещё в 2016 году, однако лишь теперь рассказала СМИ о проблемах компании. По её словам, руководство Tesla игнорирует жалобы на домогательства, платит ей меньшую относительно мужчин зарплату за идентичную работу и повышает в должности сотрудников более низкого уровня производительности, чем она.
Эй Джей Ван Дер Мейден начала работу в компании в 2013 году, вскоре перейдя на должность инженера машиностроения. Сотрудница находилась в окружении от 40 до 50 мужчин, у которых, по её словам, зарплата была выше. Мейден также отметила, что все ведущие позиции в Tesla занимают мужчины. В компании около 30 вице-президентов, из них только двое — женщины.
Когда Мейден жаловалась руководству на дискриминацию, её игнорировали и отвечали, что компания сосредоточена на производстве машин, а на другие дела у неё нет времени. Мейден также рассказала о случаях, когда работники компании свистели ей и её подругам вслед. Подобное отношение Мейден нашла оскорбительным.
Она также рассказала, что многие сотрудницы не сообщают о домогательствах и дискриминации, боясь потерять работу. Сотрудница Tesla добавила, что зачастую отдел кадров не прислушивается к жалобам сотрудников, а лишь старается сохранить имидж компании.
Мейден упрекнула компанию за низкую плату несмотря на работу в опасных условиях. Маск ранее опровергал подобные нарушения.
Представитель Tesla в разговоре с Guardian заявил, что компания в 2016 году нанимала «нейтральную сторону», которая провела расследование по обвинениям Мейден. По итогам следствия частные специалисты не обнаружили доказательств дискриминации в компании.
Адвокат Мейден раскритиковал расследование и назвал его неполным, отметив, что из-за сексизма компании его клиентка морально пострадала.
По данным на 1 марта 2017 года, Мейден всё ещё работает в Tesla. Однако девушка боится, что после публикации материала в Guardian ей грозит увольнение.