Поколение Uber: что можно узнать из разговоров с российскими водителями популярного сервиса

пятница, 13 ноября 2015 г.
Во всём мире салон водителей выглядит примерно одинаково: один телефон для работы приложения Uber, второй или бортовой компьютер — для навигации

Ездить и говорить

Я начал пользоваться Uber около года назад, когда он появился в России, и пристрастился к нему в момент появления UberX (более дешёвая версия сервиса с автомобилями среднего класса). Здесь нет никакой приверженности к бренду — иногда я пользуюсь Gett или «Яндекс.Такси», но у Uber обычно получается дешевле, и это для меня является решающим фактором.

За 12 месяцев я воспользовался Uber больше сотни раз: это были и далёкие часовые поездки за город, и 10-минутные — от метро до дома, когда нужно было спешить, а общественный транспорт подводил. Денег на Uber я никогда не жалел, потому что с моим острым дефицитом свободного времени превращение полуторачасовой дороги в получасовую за 350 рублей — это почти всегда отличная сделка.

Что я понял далеко не сразу, так это то, что Uber — никакое не такси, а служба знакомств для водителей, которые хотят кого-то подвести, и пассажиров, которые хотят куда-то поехать.

Во время прошлогодней поездки в Лондон мне кто-то рассказал, что в некоторых странах считается некрасивым выбирать заднее сиденье, если ты едешь с водителем один, поэтому я обычно сажусь вперёд и пытаюсь завести разговор. Полчаса (именно столько длится мой самый частый маршрут) вполне достаточно для того, чтобы разговорить незнакомого человека.

Полистать Твиттер я всегда успею, а вот немного поболтать с новым человеком — это возможность, которую не хочется упускать.

Портрет водителя

Общаясь с сотрудниками Uber, я быстро выяснил, что архетипичных таксистов среди них почти нет. Большинство — люди, которые не видят никакой романтики в том, чтобы «крутить баранку», и со своей машиной находятся в не слишком близких отношениях, предпочитая ремонтировать её не собственными руками, а отдавая в сервис.

Большинство водителей UbeX пользуются Ford Focus, Kia Rio или Hyundai Solaris, однако иногда, к моему удивлению, на вызов приезжала какая-нибудь Volvo XC60. Причина, по которой человеку с машиной за 30 тысяч долларов могло понадобиться подвести меня ночью до кинотеатра за 250 рублей, долго мне не давала покоя.

Однако в действительности тут нет никакой тайны. Чем больше я общался с водителями Uber, тем отчётливее понимал, что виной всему экономический кризис. Именно он вынудил многих людей с хорошими новыми автомобилями начать выезжать по ночам на улицы города и катать нетрезвую молодёжь от клуба к клубу.

Чаще всего на Uber вас везёт не таксист, а какой-нибудь бизнесмен, который либо разорился, либо временно, как он надеется, находится в тяжёлом положении.

Истории, которые мне рассказывали, были очень похожими. Женщина около пятидесяти лет, которая потеряла свой продуктовый магазин, потому что не торговала алкоголем ночью, а у её конкурентов по соседству были связи в полиции. Стартапер, у которого его бизнес каким-то образом «отжали» его же программисты.

Другой стартапер, который случайно купил домен manicure.ru и начал делать сервис по поиску маникюра на дому, по ночам зарабатывая на Uber. Мебельщик, у которого дела в последние месяцы шли не очень хорошо, из-за чего он был вынужден начать развозить людей, чтобы заработать на заграничную поездку дочке, а потом привык. Профессиональная ведущая праздничных мероприятий, у которой не сезон.

За этот год мне встретилось только несколько человек, которые считали Uber своей работой, а не перевалочным пунктом.

Одна девушка (всего я их встретил четыре, и все были эталонными водителями) объяснила это тем, что у неё никогда в жизни не получалось работать по графику, и такое «такси» стало для неё идеальным решением.

Встречались и люди, которые неожиданно начинали делиться подробностями личной жизни. Один мужчина около 55 лет сообщил, что только что расстался со своей 37-летней «девушкой», у которой уже выросла 19-летняя дочка. Его рассказ при этом мало отличался по содержанию от тех, что я слышу от своих ровесников. Расставание с девушкой всегда одинаковое — что в 25 лет, что в 55.

Другой «проспиртованный» на вид мужчина рассказал мне, как за десять лет его красивая и невероятно умная жена превратилась в алкоголичку, а потом начала подозрительно часто выгуливать собаку по пять с лишним часов. Измена вскрылась самым неприятным образом, когда соседи по даче позвонили мужу и рассказали, что у него в доме с оголённым торсом ходит какой-то неизвестный им человек.

Было и множество экспертов в разных областях — настоящих и сомнительных. Один молодой человек странным голосом рассказал мне, что, по словам его друзей «из правительства», Дмитрия Медведева хотят сделать следующим президентом, чтобы отдать его под военный трибунал и увести из-под удара Путина.

А другой мужчина, по его словам, эксперт в авиации, рассказал, что спасти людей во время крушения самолёта можно только используя громоздкие кресла, в которых пассажирам придётся всё время почти неподвижно сидеть пристёгнутыми в пяти местах. Это значит, что авиаперелёты, возможно, никогда не будут полостью безопасными — люди не согласятся лишаться комфорта.

Превратности работы

Большинство водителей, с которыми мне удалось поговорить, сходятся во мнении, что работа в Uber — не сахар. Она сильно зависит от сезона (летом можно хорошо заработать, а зимой активность резко падает), а для долгосрочной окупаемости нужно иметь недорогую машину с низким потреблением бензина — иначе все деньги будут уходить на него.

В самой Uber ситуацию постоянно усугубляют, урезая бонусы для водителей. При этом, чтобы зарабатывать какие-то существенные деньги, сотрудникам нужно выезжать в пиковые часы — с шести утра до полудня, а потом с шести вечера вплоть до двух часов ночи. На выходных желательно кататься всю ночь напролёт.

Цифры заработков мне называли разные. Кто-то без учёта расходов на бензин получал около 40 тысяч рублей в месяц, кто-то около 60-80. Рассказывали, что если буквально жить в машине, то можно получать около 100 тысяч рублей.

В дневное время водители Uber стараются не высовываться, так как в пробках пассажиры начинают нервничать, жаловаться на то, что их «специально такой дорогой повезли» и ставят минимальный рейтинг.

Пассажиры, которые занижают рейтинг за каждую мелочь и «всегда правы» — главная головная боль водителя Uber. Многие из клиентов не понимают, что машина, на которой они едут — это не такси, а чей-то личный автомобиль, и через час на его заднем сиденье может оказаться, например, мама с ребёнком.

Водители защищены от пассажиров только рейтингом, но с некоторыми ситуациями они ничего поделать не могут. Например, в Uber требуют, чтобы в салоне ничем не пахло (водителям даже не рекомендуют использовать парфюм), и если клиент разлил на заднем сиденье что-нибудь пахучее, весь рабочий день может пойти коту под хвост.

Есть множество и чисто организационных проблем. Какой-нибудь пассажир «уводит» водителя из центра в далёкий спальный район, где заказов почти нет, и сотруднику Uber приходится возвращаться назад «пустым». В это же время среди водителей постоянно идёт охота за зонами с пиковыми расценками, в которые иногда не получается даже вовремя доехать — они могут «рассосаться» за считанные минуты.

Человек к человеку

В следующий раз, когда поедете на Uber или его аналоге, попробуйте вместо того, чтобы уставиться в телефон, завести с водителем разговор. Скорее всего, ему так же скучно ехать, как и вам, и уж наверняка есть что рассказать.

Скорее всего, у вас получится интересный разговор, а в лучшем случае даже может появиться новый контакт в телефоне. Несколько водителей Uber у меня сейчас в друзьях во «ВКонтакте».

Как и в случае с любой другой услугой, здесь важно не забывать, что по другую сторону вашей чисто коммерческой сделки находится такой же живой человек, и в случае с Uber — это не скучный «водила».

Один раз ехал с фанатом Android, чуть не подрались,
Вадим Елистратов,
TJ

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.