Как отмечают физики, официальные данные, озвученные турецкой и российской сторонами, сильно разнятся. По словам турков, самолёт на 17 секунд вошёл в их воздушное пространство, а до этого пилотов многократно предупредили в течение пяти минут. Российская сторона отрицает как нахождение на территории Турции, так и получение предупреждений, заявляя, что самолёт был сбит над Сирией.
В условиях, когда все заявления о происшествии озвучиваются с неким политическим подтекстом, трудно отделить факты от манипуляций, отмечает Motherboard, однако бельгийские учёные постарались взглянуть на ситуацию как на задачу из школьного курса физики.
На основе опубликованного Russia Today видео они подсчитали, что после попадания ракеты в «Су-24» и до падения бомбардировщика на землю прошло 30 секунд. Учитывая, что вертикальное ускорение самолёта после удара зависело только от силы тяжести (g = 9,81 м/с², z = gt²/2), он должен был находиться на высоте не меньше 4500 метров. По данным турков, «Су-24» летел на уровне 5800 метров, что соотносится с выводом физиков.
Используя опубликованную турецкой стороной карту перемещения «Су-24», на которой были отмечены точки удара и падения, физики подсчитали скорость перемещения самолёта в момент попадания ракеты. Она равнялась 960 км/ч: за 30 секунд сбитый бомбардировщик пролетел ещё 8 километров.
По данным с карты, бомбардировщик пролетел по турецкой территории всего 2 километра. При условии скорости в 960 км/ч это означало, что в турецком воздушном пространстве он провёл лишь 7,5 секунд, а не 17 секунд, как утверждали представители Турции.
В турецких ВВС заявили, что предупредили российские самолёты (всего летело два «Су-24») десять раз в течение пяти минут. Однако за это время бомбардировщики на скорости 960 км/ч пролетели бы около 80 километров. По мнению физиков, на таком удалении от границы ВВС не могли предугадать, что воздушное пространство будет нарушено.
В случае с российской картой, предоставленной Минобороны 24 ноября, происшествия бельгийцы обнаружили нестыковку в траектории падения «Су-24». На изображении видно, что после поражения ракетой направление движения самолёта поменялось на 90°.
Для такой резкой смены курса потребовался бы мощный импульс, заявили физики, который могло передать нечто, что было многократно тяжелее или быстрее бомбардировщика.
По нашим вычислениям, очевидно, что версии как Турции, так и России следует воспринимать с долей скептицизма. Длительность нарушения турецкого воздушного пространства, по нашей оценке, ограничена 10 секундами. Заявление России, что самолёты пытались предотвратить вхождение на территорию Турции, не соотносится с законами механики.
астрофизики Университета Лёвена
27 ноября Министерство обороны опубликовало другую карту расстановки сил. Из неё следовало, что после попадания ракеты из турецкого F-16 российский «Су-24» вошёл в пике, сделав разворот по дуге в сторону турецкой границы.
Лёвенский католический университет был основан в бельгийском студгородке Лёвене в 1425 году. На 2015 год он занимает 90 место в Академическом рейтинге университетов мира.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.