Операция "Ночь": Специфика пригорода.

воскресенье, 20 октября 2013 г.
С небольшим запозданием, но все же пишу этот пост. В пятницу, 11 октября, в очередной раз принимал участие в операции «Ночь».

Немного официальной информации от Пресс-службы УМВД России по Хабаровскому краю:

В прошедшие выходные операция «Ночь» прошла во всех районах Хабаровского края, в рамках мероприятия было проверено более 200 мест возможной концентрации криминогенной категории граждан. В результате проведенных проверок сотрудниками полиции Хабаровского края было задержано около 70 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в том числе 17 человек, находящихся в розыске за совершенные ранее преступления.

За административные правонарушения сотрудниками полиции составлено более 1500 протоколов, из них около половины - по линии ГИБДД. В спецприёмник УМВД России по г. Хабаровску помещено 2 человека.

http://27.mvd.ru/news/item/1272137/


(Вот здесь – запомните цифру «помещено 2 человека». Потом объясню)


Все началось с достаточно внезапного приглашения инспектора отдела пропаганды краевого ГИБДД Александра Княжеского. На вечер было два свободных места "от общественности" – одно сразу застолбил я, а второе осталось незанятым – кто-то из специально приглашенных предпочел сходить на концерт Rasmus, кто-то был за границей. В планах Александра было показать «экшн», он планировал посадить меня в экипаж Спецбатальона ДПС УГИБДД УВД по Хабаровскому краю, чтобы я смог оценить разницу работы городских и «пригородных» инспекторов. Типа, «там не то, что в городе, где все тихо – там жизнь кипит, погони, оказание сопротивления, наручники». Забегая вперед я скажу, что разницу в работе я увидел, но не совсем то, что изначально предполагалось. :)


Операция «Ночь» в этот раз не совсем точно характеризовала время ее проведения – скорее, это были «Сумерки».

Операция проходила с 17:00 до 01:00, старт был дан на общем сборе в Доме культуры в с.Краснореченское. Работа нашлась всем.







По фото с общего построения, слева направо: ГИБДД, оперативники, участковые, ОМОН, представители союза охранных предприятий. Меня определили в 921 экипаж к инспекторам Валерию и Станиславу, которые отнеслись ко мне очень дружелюбно. По их словам, к ним не в первый раз садят представителей общественности.

Самоирония и простодушное отношение к происходящему вокруг было заметно даже внутри патрульки. Я не удержался и сфотографировал третьего сотрудника ДПС, работавшего с нами в тот вечер.




Нам здорово не повезло с погодой, в Хабаровский край пришли сильные дожди, которые лили не переставая.




Я как радиолюбитель всегда обращаю внимание на использование служебной радиосвязи. Для связи с «центром» постоянно использовались сотовые телефоны… Радиостанции использовались лишь для связи между экипажами. Увы, территория работы Спецбатальона реально огромна и ее невозможно охватить традиционной схемой симплексной радиосвязи «диспетчер-поле», ведущей свое начало с советских времен. Снова и снова на ум приходит едкая, но справедливая фраза Буденного: «Сильна Красная Армия, но связь ее погубит». Я лишь надеюсь, что не за горами то время, когда инженеры МВД реализуют все возможности внедряемой сейчас в г.Хабаровске системы цифровой радиосвязи DMR/MotoTRBO. (Слышали, мужики? ВСЕ необходимые возможности! Чтобы все было технично и красиво, как в брошюрках!)

Тремя экипажами мы выдвинулись на Осиновую речку. Сперва встали возле понтонного моста на Большой уссурийский остров. Поток машин был небольшой и два экипажа в четыре жезла проверяли практически всех. В очередной раз пришлось удивиться лояльности инспекторов. К примеру, у водителя, ехавшего с острова не было с собой документов – его просто развернули обратно на остров за документами. И действительно – минут через 15 он вернулся обратно и показал документы. В целом, вот первое отличие работы Спецбатальона от ДПС города – сельский контингент гораздо меньше заморачивается насчет соблюдения формальностей, наличия при себе документов (а также насчет наличия водительских прав в принципе, вождения в пьяном виде и т.п. – но об этом чуть позже :) ).





Инспектора ГАИ очень веселые люди. :) Завели шуточный спор – выпили ли уже по первой рюмке водители, которых они сегодня задержат, или они еще стоят в очереди в вино-водочном? Еще шутили, что по работе им часто приходится видеть чудеса перевоплощения. Когда вывалившееся из-за руля в шлепанцах и бросающееся на инспекторов с оскорблениями и кулаками пьяное быдло позже на суде предстает в пиджачке и галстучке, с адвокатом в очках: «Господин судья, я не отказывался от прохождения освидетельствования, я стал жертвой произвола инспекторов».

Поработав около получаса возле понтонного моста решили выставиться в Осиновой речке на повороте на понтонный мост. Два экипажа встали там, а наш экипаж коллективным разумом было решено поставить в Осиновой речке, после поворота в поселок. Дело в том, что экипажи ДПС на дороге было слишком заметны и водители, избегающие общения с инспекторами ДПС, могли сворачивать в сторону Осиновой речки. Но только мы приблизились к перекрестку – наш взгляд зацепился за синий «ИЖ-Комби», достаточно энергично завернувший в сторону поселка. Это показалось подозрительным, догнать ИЖа Короллой проблем не составило, с помощью маяков ИЖ был остановлен без сопротивления.

В стареньком ИЖе 1988 года с еще советскими номерами «ХБ» ехала пара. По внешнему виду водитель, 31-летний Сергей тянул на среднюю степень алкогольного опьянения. Нюхать запах его перегара с рыбой мне и инспекторам пришлось около трех часов.

Для начала у Сергея не оказалось никаких документов. Чуть позже его жена привезла паспорт, за которым ее домой возил другой экипаж. Водительских прав у Сергея также не оказалось. Они были у него, но он был лишен за предыдущую пьянку за рулем на 20 месяцев, а пока права были в ГАИ – документы просрочились и Сергей их даже не удосужился забрать. А тут еще пересдавать надо было, а ему некогда. В страховку автомобиля Сергей также не был вписан. Машина зарегистрирована в Комсомольске-на-Амуре. Вернее, была зарегистрирована. Три дня до этого она была снята с учета предыдущим владельцем, поскольку Сергей ее на себя не переоформил. При снятии с учета машины номера автомобиля и ПТС были объявлены в розыск. Причем ПТС еще советские… Картина маслом! На Сергея в четыре руки начали составлять протоколы – отстранение от управления, за езду без прав, направление на освидетельствование с отказом от освидетельствования, помещение автомобиля на спецстоянку, изъятие номеров и ПТС… (Я не удивлюсь, если я про что-то забыл, писанины реально было море).





Два часа, пока на Сергея оформляли документы, он все время просил, чтобы с ним поступили по-мужски, отпустили его, как буд-то ничего не было. «Вы мужики или не мужики? Да что вы за люди такие? Нет, вы не мужики…». Слушать это занудство порядком надоело.

Еще Сергей «искрометно шутил». Вернее, это ему, находящемуся в средней степени АО казалось, что искрометно: «Вас что, по объявлению набрали?», «Набирают сильных, а спрашивают как с умных», «Собачья у вас работа». И так далее. На оскорбление сотрудников набралось бы на пару томов уголовного дела. А инспектора – сидели себе и оформляли документы. Я бы уже не удержался, а по поведению инспекторов было понятно, что это абсолютно рядовая ситуация. В один из моментов своей изобличительной речи в адрес инспекторов Сергей объяснил инспекторам, что работа у них плохая, «потому что всякое говно приходится разгребать». На что инспекторы только ухмыльнулись и посоветовали Сергею не быть к себе столь критичным.

Несколько раз я включал видеозапись на телефоне в надежде, что сейчас Сергей выйдет из себя, начнет бурогозить , начнется махалово, его заломают и закуют в браслеты. Но нет же, черт побери! Инспектора, набившие руку с таким контингентом, применяя нехитрые психологические приемы общения, успокаивали его и настраивали на мирный лад. В целом должен отметить, что полицейские – что на дороге, что в спецприемнике, где мы позже побывали – отличные психологи. Вот пример – задержанного называют «пленный». Ирония смягчает ситуацию. Согласитесь, что быть пленным – не так обидно, как быть арестованным. Сразу вспоминаются дворовая игра «Казаки-разбойники» и фильмы про войну, а не тюремные замашки и фильмы про «зону».


Ситуация несколько накалилась, когда машину стали грузить на эвакуатор. Начал нервничать задержанный Сергей, начала наводить суету его жена. Сергей начал требовать вернуть ему его паспорт, отказываться куда-либо ехать. Как только это началось, я тут же спрятал его документы в свой карман. Я просто видел, что Сергей вел себя достаточно смирно, зная, что его паспорт находится у полицейских. Но паспорт могла унести его жена, а для полицейских задержанный без паспорта – дополнительная проблема… Эта моя сообразительность что позже несколько удивила инспектора Станислава.


По закону, Сергея было необходимо поместить в спецприемник на административный арест 15 суток. Но в спецприемнике, рассчитанном на 45 человек, находилось 43 человека. 2 человека – это был «неприкосновенный запас», прямо как в гостиницах под VIP-клиентов. Ими и оказались в тот вечер те двое, из пресс-релиза УМВД. На мою шутку «у вас тут как в гостинице, бронировать надо заранее, наверно и люксы есть?» сотрудники спецприемника дружелюбно отметили, что не без этого, что люди разные к ним попадают.

Задержанный Сергей написал обязательство о явке для разбирательства по делу, на вторник следующей недели. После этого его отвезли домой. Надо понимать, что взяли его в Осиновой речке. Спецприемник находится в Хабаровске на Карла Маркса в районе ТЦ «Бронко». Причем везли его в спецприемник только для того, чтобы получить отметку «человека привезли, но мест не было, поэтому его отпустили».


Фактически, двое сотрудников ГАИ занимались одним пьяным водителем в течение 3 часов, покатали его на машине порядка 90 километров. Забрали машину на арестплощадку, услуги которой он никогда не оплатит. Причем завтра же он купит очередное «ведро», чтобы вот также спокойно кататься по дорогам. Просто потому что ему надо. Как бы странно это не звучало с точки зрения здравого смысла, но все было произведено в точном соответствии с регламентирующими документами. Увы, наши законотворцы далеко ушли от правоприменителей… И инспектора не питают иллюзий относительно того, как организация из работы выглядела в моих глазах.


В целом, ночь прошла интересно, но спокойно – о чем я говорю с некоторым сожалением. И с завистью к Юре Сизову, которому в ту ночь удалось стать свидетелем «жареного» - у него была и погоня, и оказание сопротивления, и применение спецсредств. Поеду ли я еще раз? Конечно поеду. Мне на работу ДПС изнутри посмотреть интересно, а от лояльного понятого инспекторы никогда не отказываются. :)