ЭКСТРЕМИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА

четверг, 10 октября 2013 г.
ОСЕТИНСКИЕ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ "ИСТОРИЯ ОСЕТИИ" ПРИЗНАНЫ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ

(авторы учебников: М.М. Блиев, Р.С. Бзаров, В.Д. Кучиев)


По требованию ингушской организации "Мехк-Кхел" прокуратура проверила осетинский учебник по истории XX века и признала его экстремистским. Ингуши изображены в этом школьном пособии для старших классов бандитами, пытавшимися захватить Северную Осетию, словно это жители соседнего враждебного государства. На разжигание межнациональной розни в осетинских и других северокавказских учебниках исследователи обращают внимание уже давно, но власти не предпринимают мер по унификации трактовок истории.


Три года назад постпред на Северном Кавказе Александр Хлопонин обещал навести порядок с региональными учебниками, удивляясь тому, что одни и те же события школьникам соседних республик преподносятся в диаметрально противоположном ракурсе. Такое же явление можно наблюдать в курсах истории Южного Кавказа. Но там все-таки в интерпретациях событий прошлых веков соревнуются отдельные государства, а здесь перетягивают одеяло на себя соседи по России.


Осетинский учебник для старших классов общеобразовательных школ "История Осетии. ХX век" Василия Кучиева возмутил ингушскую общественность. Члены организации "Мехк-Кхел" обратились к прокурору Ингушетии Павлу Белякову с просьбой проверить книгу на экстремизм и запретить ее к распространению.


Параграф в этом учебнике, посвященный осетино-ингушскому конфликту, называется "Вторжение ингушских бандформирований на территорию Северной Осетии". Подзаголовок однозначно указывает, что военные действия затеяли ингуши, несмотря на выводы Генпрокуратуры России о нежелании руководства Северной Осетии решать вопросы "обеспечения политических прав и культурных запросов ингушей Пригородного района" "повседневной хозяйственной деятельностью, мирной политической борьбой и диалогом". Вместо этого "был избран путь превосходства силы и непримиримости (нетерпимости), насаждения негативных стереотипов о "ленивых" и "коварных" ингушах, оскорбляющих действий в отношении жителей Пригородного района", как отмечал в 1993 году в справке о причинах конфликта старший следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре В.Е. Костарев.


В осетинском учебнике, естественно, нет этого документа с объективным описанием ошибок обеих сторон. Автор - престарелый профессор, бывший декан истфака Северо-Осетинского госуниверситета - продолжает формирование мифа о "коварных" ингушах. "Ингушские "вожди" стали на тропу войны", "В селении Чернореченское вооруженные ингушские экстремисты разъезжали на автомашинах, призывая выступить против Осетии", "В состав бандформирований входили не только жители Ингушетии, но и ингуши, специально прибывшие по телеграммам из Казахстана и различных областей России", - это лишь некоторые цитаты, рисующие образ врагов. Ингуши-милиционеры, если верить Кучиеву, накануне конфликта сбежали с оружием, ингуши-школьники пропустили уроки, а "большинство семей были заранее вывезены в Ингушетию". Осетинские школьники должны усвоить, что ингуши готовились к агрессии заранее.


Учебник Кучиева сравнительно нов. Но подобные сентенции лет десять преподавались младшим школьникам по пособию Руслана Бзарова "Рассказы по истории Северной Осетии". Были они и в других осетинских учебниках, на которые еще в 2008 году обратил внимание ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Виктор Шнирельман. "В марте 1993 г. Верховный Совет Северной Осетии... принял расистское по своему духу постановление о "невозможности совместного проживания" осетин и ингушей. Он же придал легитимность формуле об "ингушской агрессии" против миролюбивых осетин. "Научной" основой этих слов осетинского лидера послужила теория осетинского историка М. М. Блиева, провозгласившего "набеговую систему", коварство и жестокость "этногенетическими" особенностями ингушей, связанными с "определенной формационной стадией", - писал Шнирельман об авторе исторических пособий, на которых выросло уже не одно поколение осетин. "Тем самым школьника готовят к восприятию конфликта как эндемичного, связанного якобы с имманентно присущим ингушам поведением", - подчеркивал он.


На взгляд старшего научного сотрудника Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Сергея Перевалова, все учебники по региональной истории в республике следует "снять с преподавания". "Во-первых, потому что там идет фальсификация, во-вторых, там идет пропаганда этнического превосходства одной национальности над другой. И в отношении ингушей есть отдельные характеристики, которые не должны присутствовать в школьном учебнике, - прокомментировал заявление "Мехк-Кхел" корреспонденту GTimes владикавказский историк. - В какой мере это уголовное дело, не берусь сказать. Мне кажется, нужно привлечь общественность и министерство образования, чтобы пересмотреть всю концепцию исторического образования, которая доминирует в республике Северная-Осетия Алания".


"Ингуши правы, я смотрел этот раздел в учебнике Василия Давидовича Кучиева, - отметил Перевалов. - Он вышел в 2010, если не ошибаюсь, году. Ингуши подымали этот вопрос в связи с учебным пособием Руслана Бзарова. Он в учебнике для 5-х классов упоминал вторжение ингушей как экстремистов, фашистов. А ведь в 1992 году на территорию России пришли югоосетинские вооруженные формирования, из другого государства. Они очень жестоко расправлялись с ингушами. Об этом есть и интервью Шойгу, и постановление Генпрокуратуры, которое не имело действия, поскольку всем участникам того конфликта была объявлена амнистия. Вот в течение 10 лет школьники читали, что осетины боролись с проявлениями фашизма с двух сторон - с юга - грузинского, и с востока - ингушского.


По-моему, ингуши добились того, что местное министерство образования согласилось убрать вот эти высказывания Бзарова относительно фашистов из учебника, но учебник в прежнем виде до сих пор продается в магазинах и используется в школах. Так что я считаю, что ингуши правы, но этого мало. Эти учебники Бзарова, Блиева и Бзарова для старших школьников, который тоже называется "История Осетии", то есть Великой Осетии, а не Северной Осетии, и Кучиева - они все экстремистского толка. Они пропагандируют идею, что республика осетинская. А ведь это республика российских граждан, независимо от национальности".


Сергей Перевалов писал о проблеме превознесения осетинского народа в региональных исследованиях и в РАН, и Хлопонину. Но должной реакции не последовало. А ведь подобные исторические искажения есть почти во всех северокавказских республиках. Упор на превосходство отдельных этносов способен через 10-20 лет, когда подрастут сегодняшние школьники, окончательно развалить и без того неспокойный российский Кавказ.


Светлана Болотникова