Париж вокзально-поездальный

пятница, 6 сентября 2013 г.
Стало уже доброй традицией при поездке в новую для меня страну изучать не только церкви, улицы и дворы, но и обязательно освещать ЖД тематику. Год назад я уже писал про берлинское железнодорожье, недавно касался этой темы применительно к Мальорке. А теперь пришла очередь Франции, в частности – Парижа.

Целый день был выделен в нашем фоторомантическом путешествии на изучение вокзалов города, и сегодня я, наконец, отдаю этот апрельский должок.








На самом деле это моё не первое знакомство с вокзалами города Парижа. Чуть менее года назад, в время командировки в Германию, я вынужден был въезжать в Шенген через Францию, а уже из Парижа добирался до Дюссельдорфа поездом. Не корысти ради, а наслаждения для. Тогда я уже выкладывал немного фотографий с парижского вокзала Норд. Но тогда на весь транзит через столицу Франции у меня было 4 часа, теперь же только на вокзалы – день.


В этот раз я тоже начал с вокзала Норд (Gare du Nord), затем отправился на вокзалы Аустерлиц (Gare d'Austerlitz), Восточный (Gare de L'Est), Монпарнас (Gare Montparnasse), а покинул мы Париж с Лионского вокзал (Gare de Lyon).


Вокзал Норд – это величественное здание. Фасад выполнен в форме триумфальной арки, украшен скульптурами, символизирующими города, в которые ходили поезда компании. Восемь больших статуй (Лондон, Вена, Брюссель, Варшава, Амстердам, Франкфурт, Берлин, Кёльн) относятся к международному сообщению, двенадцать меньших, расположенных на фасаде ниже (Аррас, Лан, Лилль, Бове, Валансьен, Кале, Руан, Амьен, Дуэ, Дюнкерк, Камбре, Сен-Кантен) относятся к внутреннему сообщению, это города северо-западной Франции. Наверное не ошибусь, если назову вокзал Норд главным вокзалом города.


1



Другой вокзал, архитектура здания которого достойна внимания – Лионский. Тот, с которого мы уезжали.


Один из 6 крупнейших железнодорожных терминалов Франции, вокзал был построен к всемирной выставке 1900 года, и являет собой классический пример архитектуры своего времени.


Большая башня с часами на углу Лионского вокзала высотой 64 метра также датируется 1900 годом.


2



Но давайте же скорее окунёмся в атмосферу этих дворцов. Как театр начинается с вешалки, так вокзал – с расписания (и только в России – с рамки металлоискателя). Здесь всегда больше всего народу, и больше всего карманных краж)) Кстати, в отличии от аналогичных табло в аэропортах, встретить слова "задержан" или "отменён" на табло ЖД вокзала можно очень редко.


3



4



5



Для тех кто не купил билет в Интернете, а таких пока ещё много, сущетвуют билетные автоматы. В Европе их гораздо больше, чем касс с живыми людьми. Что удивительно, в отличии от наших вокзалов, здесь редко можно встретить очередь.


6



Но, как и у нас, часть автоматов не работают.


7



Очередь в кассу. То есть, её отсутствие. Билетёрша может спокойно красить ногти и трепаться с подружкой по телефону.


8



Во Франции все билеты (кроме тех, что на поезд Thalys) необходимо компостировать перед посадкой.


9



На поезда Thalys билеты почему-то не компостируют, возможно из-за того, что это исключительно международные перевозки. Thalys – оператор скоростных поездов, занимающийся перевозками по линии Париж — Брюссель — Кёльн — Амстердам. Именно таким поездом я добирался из Парижа в Дюссельдорф через Кёльн. Достаточно комфортный и современный сервис: бесплатный Wi-Fi, розетки электропитания. Это, разумеется, в дополнение к комфортному салону и скорости (до 300 км/ч).


10



11



12



Что интересно, под Thalys на вокзале Nord (эти поезда ходят только с этого вокзала) выделены специальные платформы, оборудованные в цветовой схеме поезда.


13



Для сравнения, зона ожидания на других платформах выглядит попроще.


14



15



Основной объём скоростных перевозок во Франции – поезда TGV. Ходят по всей стране, аналог ICE в Германии.


Поезда TGV способны двигаться со скоростями до 320 км/ч. Чуть быстрее, чем Thalys.


16



Очень часто поезда ходят парами, что говорит о большом пассажиропотоке.


17



Обычные пригородные перевозки осуществляются поездами, формируемыми из пассивных вагонов и прицепного локомотива. Выглядят они по-разному, но каждая модификация очень красива.


18



Зачастую эти вагоны – двухэтажные. Средний европейский уровень комфорта. Удобно, практично, не дорого.


19



20



Данные вагоны, равно как и поезда TGV, производятся на заводе Alsthom.

В России Alsthom имееет совместные разработки с Трансмашхолдингом. Например, совместной разработкой отечественных и французских локомотивостроителей является ЭП20. Поезда "Русич" московского метрополитена тоже несут в себе наработки французской компании.


21



Пять копеек про удобство. Чтобы переместиться между любыми двумя из 40 платформ вокзала Норд, не обязательно идти к их основанию: на протяжении платформ расположена пара спусков в подземный туннель, соединяющий все пути.


22



Как и в Германии, здесь мне встретился пульт оперативного управления движением. В России такого не видел ни разу.


23



Франция, Великобритания и Бельгия связаны железнодорожной веткой, проходящей под проливом Ла-Манш. На британской стороне поезд стартует в Лондоне, на бельгийской – в Брюсселе, на французской – в Париже, как раз на вокзале Норд. Поезд, курсирующий по этим маршрутам, бесхитростно называется Eurostar.


24



Так как Великобритания в Шенгенскую зону не входит, по при проходе на поезд происходит вполне реальное пересечение границы со всеми формальностями, в т.ч. слёзами и поцелуями. По сути, там за будочкой уже Великобритания.


25



Впрочем, для граждан Евросоюза достаточно миграционной карты – примерно так же, как и россиянам при въезде в Украину.


26



Покидая страну, сладкие (и не только) сувениры можно купить прямо на вокзале. Удобно, но и у нас это тоже уже есть.


27



Ориентирование на вокзале чуть менее удобное, чем в Германии (возможно я немного предвзято отношусь к немцам, но тем не менее), однако вы не потеряетесь, а полиция и служащие вокзала всегда готовы подсказать что, где и как.


28



29



А это уже Восточный вокзал. Мне он показался чисто утилитарным и не таким разнообразным, как Норд.

Именно сюда прибывает поезд Москва-Париж.


Эти огромные бетонные блоки в концах платформ сделаны для безопасности. Речь, конечно, об известном крушении поезда в 1895 году, произошедшем на вокзале Монпарнас, когда поезд с отказавшими тормозами сбил тупиковый упор и пробил 60-сантиметровую стену вокзала. Паровоз через пролом выпал на улицу, которая находилась на 10 метров ниже путей. Кстати, в том происшествии погиб всего один человек, да и то не находившийся в поезде: продавщицу на площади придавило обломком стены.


30



Остальные вокзалы города не так примечательны, и я лишь приведу наиболее интересные зарисовки подвижного состава, собранные в разных местах.


31



32



33



34



35



36



Говоря о железной дороге, нельзя не упомянуть метро.

Парижский метрополитен – один из старейших в мире. В этом году ему исполняется уже 113 лет.

На данный момент он насчитывает 14 линий и 303 станции.


37



Хочу отметить 2 интересных особенности парижского метрополитена. Во-первых, 2 линии управляют полностью автоматикой, без машинистов. Находясь в первом вагоне, можно встать вперёд и увидеть туннель глазами машиниста.


Вторая интересная особенность – на линиях 1, 4, 6, 11, 14 используются поезда на шинах. Важнейшим преимуществом поездов на шинном ходу является меньший уровень шума по сравнению с обычными поездами. Однако это гораздо более дорогой подвижной состав из-за скорости износа колёс и подстраховочного дублирования их всё теми же железными.


38



За сим позволю закончить повествование о железнодорожностях города Парижа. Надеюсь вам было интересно!






Я в Twitter, Instagram, Facebook. Присоединяйтесь и следите за обновлениями!