Как это работает: запись ритм-гитары

пятница, 19 апреля 2013 г.

Давненько в этой рубрике не было новых постов. Ну да ничего страшного, еще наверстаем упущенное. В этом посте мы поговорим о записи ритм-гитары в домашних условиях, ведь с сегодняшним уровнем развития цифровых технологий можно добиться весьма неплохого звука. О том, как это сделать, смотрите под катом:



Бас, ударные и ритм-гитара — основа ритм-секции в большинстве роковых и около-роковых (да и не только) жанров. Однако, если бас-гитару и ударные можно записать с использованием виртуальных инструментов (VSTi), то ритм-гитара такой подход не приемлет. Возможно, в будущем появятся достойные гитарные синтезаторы, но сейчас таких не существует, звук очень неинтересный и совершенно "мертвый". Поэтому первое, что нам понадобится для записи классной дорожки ритм-гитары — это, собственно, сама гитара.


Чистый звук




Для начала запишем наш драйвовый рокерский рифф без какой-либо обработки, напрямик с гитары. Такой подход в настоящее время применяется и в студиях, для последующего реампинга. Необходимо записать несколько дублей, позже станет понятно, зачем.

Вот так звучит чистый звук гитары без всякого усиления и обработки:

Можно взглянуть на саму звуковую волну:


12


"Грелка"




В звуковом тракте, применяющемся для записи электрогитары, довольно много компонентов. В этой статье мы не будем рассматривать все варианты трактов, ограничимся основными устройствами — и первым после гитары устройством у нас идет так называемая грелка — обычно это примочка, слегка подгружающая звук, например, педаль овердрайва с маленьким гейном. В качестве грелки я предпочитаю использовать вот такой плагин:







Как видно из картинки, ручка гейна практически на нуле, что дает совсем чуть-чуть подгруженный, подогретый звук, который уже и идет на усилитель.

После обработки грелкой звук принимает вот такой вид:

12


Если присмотреться к картинке, можно заметить, что по сравнению с чистым звуком сгладились острые пики — это и есть нужный нам результат работы грелки.


Усилитель




"Сердце" гитарного звука — это, конечно же, усилитель. Еще совсем недавно цифровые усилители не могли тягаться с "железными" усилками, однако в наше время ситуация улучшилась — есть множество самых разных вариантов цифровых усилителей, в том числе имеются и очень достойные бесплатные плагины. Для тяжелого звука я предпочитаю использовать вот такой усилитель:

12


Обратите внимание на положение ручек и переключателей — используется "перегруженный" канал B в режиме Low Gain с прибранным басом. Перегруженный канал используется как раз для получения перегруза (в этот раз отдельные примочки использовать не будем, дабы не загромождать пост). Режим Low Gain, который как раз и выбран в этом случае, используется как раз для ритм-гитар — при небольшом перегрузе гитара остается читаемой, а вместе с подходящей ритм-секцией весь микс будет звучать сочно и тяжело. Для ритм-гитары режим High Gain практически не используется, иначе получается не гитарный звук, а песок и жужжание, предназначение High Gain — это соло-гитара, одиночным высоким нотам сильный перегруз дает нужную певучесть и сустейн. Ну а бас убран исключительно для того, чтобы правильно усадить гитару в микс, потому как эти частоты пересекаются с частотами бочки и бас-гитары.

Сейчас звук усилителя звучит ужасно, но не пугайтесь — без кабинета любой усилитель звучит ужасно)

Кстати, даже по картинке видно, насколько изменился звук после усилителя:


12


Кабинет




Кабинет — это, собственно, и есть последний элемент тракта между гитарой и слушателем, динамик, грубо говоря. Моделирующих кабинетов сейчас довольно мало, и все они платные, насколько я знаю. Но здесь нас выручат импульсные симуляторы кабинетов — они хоть и гораздо менее гибкие в настройке, но звук выдают честный. Самый популярный импульсный кабсим, который здесь и используется:



12




У этого плагина есть два варианта — моно и стерео, сейчас нас интересует режим моно. Здесь я использовал импульс легендарного маршалловского V30 — классика не стареет)

Вот теперь уже совсем похоже на настоящий гитарный звук. Картинка:

12


Дабл-трек в миксе




Вот мы и подобрались к главной хитрости при записи ритм-гитары — к дабл-треку. Именно для него мы записывали несколько дублей.

Суть метода такова — создается два трека ритм-гитары с отдельными звуковыми трактами, и в миксе эти треки разводятся до упора влево и вправо. Таким образом создается стереопанорама, к тому же освобождается место в середине трека под другие инструменты.

Важный момент — в этих двух треках нужно использовать именно два разных дубля, не один и тот же. Наши уши одинаковый дубль распознают даже если он обработан иначе, и в итоге никакой стереопанорамы не получится, весь звук сожмется в середине. К тому же в таком случае возможны всякие нежелательные фазовые искажения.

Дубли следует играть как можно более точно, чтобы не нарушать целостности звука. Так выглядит даблтрек:

12


Отмечу так же, что существует еще и квадро-трек (его еще называют квадрапл), по названию ясно, что в нем используются не две гитары, а четыре. Такой способ гораздо сложнее в настройке и предъявляет серьезные требования к гитаристу, поскольку ему нужно очень точно попасть в свою же игру как минимум четыре раза. Квадро-трек используется в основном тогда, когда нужна так называемая "стена звука", в других случаях его использование не целесообразно.


Теперь "усадим" ритм-гитару в микс и послушаем, что получилось:


Совсем другое дело, не правда ли?)


Для тех, кто дочитал до этого места и не потерял интереса к теме, предлагаю послушать, как менялся звук гитары по мере добавления устройств в звуковой тракт:


Напоследок еще раз отмечу, что данный тракт — минимальный, в записи на студии используются более длинные цепочки эффектов. Впрочем, о тонкостях мы поговорим позже, в специальной серии статей, где будет рассказана и показана запись трека с нуля.