Каменный век

среда, 20 марта 2013 г.
Автор: Владимир Торцов







Зарубежное название: Settlers of the Stone Age

Издатель: Звезда

Геймдизайнеры: Klaus Teuber

Сайт: http://www.zvezda.org.ru/

Тип: настольно-печатная
Число игроков (и оптимальное): 3-4 (3-4)

Сложность освоения: умеренная

Время подготовки: 5-15 минут

Время партии: до 1 часа

Там живут несчастные люди-дикари


На лицо ужасные, добрые внутри




«Колонизаторы», «Кандамир», «Каменный век» — кажется, известный немецкий разработчик настолок Клаус Тойбер хочет передать миру какое-то зашифрованное послание в названиях своих игр... Неужели про ку-клукс-клан?! Судя по его новой настолке, выпущенной в России «Звездой», расистский след отпадает — «Каменный век» повествует не о чем ином, как о миграции первобытных людей из Африки на прочие континенты.

Это важно: оригинальное название игры — Settlers of the Stone Age («Колонизаторы Каменного века»), а собственно Stone Age («Каменный век») — это совсем другая настолка, не дайте себя запутать.



















Аудитория:

Всех возрастов
Взаимодействие:

Конкуренция
Случайность:

Cлучайность до игрового выбора
Вживание:

Не нужно
Настрой:

Спортивный

Собиратели каменного века




Далеким предкам героев игры «Колонизаторы» — первобытным людям «Каменного века» — тоже не сидится на месте. Двигает ими отнюдь не жажда странствий — Африканский континент постепенно превращается в безжизненную пустыню, непригодную для жизни, да и десяти победных очков никак не наберешь, если сидеть на одном месте. Вот и снимаются управляемые игроками племена с насиженных мест, выбираются из теплых пещер, встают с четырех конечностей, и вперед, навстречу новым землям!


Во времена мамонтов Земля состояла из цветных пятиугольников.




Начинается любая партия в «Каменный век» с типичного занятия всех дикарей — собирательства. Из коробки с игрой извлекаются несколько дюжин картонных жетончиков и пластиковых подставок, а затем все это добро довольно долго раскладывается по игровому полю. Но не только долгая подготовка сбивает ритм действия — базовая концепция игры в принципе не располагает к суете: кинули кубик, обменялись ресурсами, совершили какое-нибудь действие, передали ход дальше. И так примерно тридцать-сорок раз. После первого часа начинает казаться, что за прошедшее время подшефное племя уже могло бы изобрести полупроводники и улететь на Альфу Центавра, но в лучшем случае к этому моменту оно овладеет наскальной живописью и покинет родную Африку.


Матч «Спартак» — «Динамо» закончился победой судьи с дубиной.


Остров невезения




Суровые времена — суровые нравы. Капризный характер непокоренной природы, с которой пытаются бороться отважные дикари, в игре символизирует кубик. Выпало счастливое число — у племени праздник: привалило счастье в виде одного из четырех (а иногда и сразу нескольких) игровых ресурсов. Ресурсы затем пускаются в дело: возводятся примитивные хижины, исследуются новые технологии, производятся, гм, новые люди.


Карты, фишки,

два окорока.




Если же боги кубика не благоволят — племя вынуждено бездействовать и надеяться на то, что в следующий раз повезет чуть больше. Несколько несчастливых ходов в начале игры — и, будьте уверены, ваше племя станет тупиковой ветвью эволюции рода человеческого, более удачливые конкуренты заселят все доступные территории, оторвутся в технологическом прогрессе и размножатся как кролики.


Новые люди здесь получаются из шкур и мяса.

Доктор Франкенштейн одобряет этот метод.


Шкурный интерес




Добавлять игре остроты призваны некоторые случайные события. Чаще всего в качестве события выступает появление на территориях того или иного племени незваных гостей — неандертальцев или саблезубых тигров. И те и другие действуют совершенно одинаково (но при этом перемещаются каждый строго в пределах своей локации: неандерталец в Евразии, тигры — в Америках), то есть по велению одного из игроков приходят разорять чужие земли и похищать для своего временного повелителя ресурсы. Кроме того, игрокам периодически становится доступно «климатическое оружие»: отыскав на карте специальный жетон, можно превратить контролируемую другим игроком плодородную землю в бесполезную пустыню.


Дерево технологий. Судя по его ветвистости — бамбук.




Впрочем, в открытую конфронтацию местные племена предпочитают не вступать — на атаку вражеских лагерей и поселенцев наложено строгое табу. Таким образом, любителям агрессивной игры только и остается, что призывать себе на помощь природные катаклизмы да временных союзников, чтобы хоть как-то побеспокоить не в меру удачливого соседа.

Увлекательность 1 из 3

достоинства выступить в роли вождя первобытного племени — довольно интересная возможность

недостатки игрокам доступно очень ограниченное количество действий

Взаимодействие 1 из 3

достоинства игра подталкивает к обмену ресурсами и активному расширению владений

недостатки конкуренция в игре носит чисто экономический характер

Проработка 1 из 3

достоинства дерево первобытных технологий и реалистичная карта древней Земли прилагаются

недостатки успех слишком сильно зависит от бросков кубика

Атмосфера 1 из 3

достоинства достаточно наглядно иллюстрируется процесс миграции первобытных людей

недостатки в мире игры не нашлось места для приключений и значительных событий

Качество 1 из 3

достоинства художественное оформление работает на создание атмосферы

недостатки картон и пластмасса — не лучшая замена деревянным фигуркам оригинала


Вердикт: «Каменный век» застрял в своей первобытности. Тех, кого не смутит спорное художественное оформление, скорее всего расстроит бедность игрового процесса. Любители саблезубых тигров, мамонтов и неандертальцев еще могут заинтересоваться местным колоритом, все остальные же вольны смело проходить мимо. Однако игра полезна уже хотя бы тем, что дает ясно прочувствовать все тяготы и невзгоды жизни наших далеких предков, когда до изобретения увлекательных настольных игр оставались тысячелетия.