Зарубежное название: Settlers of the Stone Age Издатель: Звезда Геймдизайнеры: Klaus Teuber Сайт: http://www.zvezda.org.ru/ Тип: настольно-печатная | Число игроков (и оптимальное): 3-4 (3-4) Сложность освоения: умеренная Время подготовки: 5-15 минут Время партии: до 1 часа |
Там живут несчастные люди-дикари
На лицо ужасные, добрые внутри
«Колонизаторы», «Кандамир», «Каменный век» — кажется, известный немецкий разработчик настолок Клаус Тойбер хочет передать миру какое-то зашифрованное послание в названиях своих игр... Неужели про ку-клукс-клан?! Судя по его новой настолке, выпущенной в России «Звездой», расистский след отпадает — «Каменный век» повествует не о чем ином, как о миграции первобытных людей из Африки на прочие континенты.
Это важно: оригинальное название игры — Settlers of the Stone Age («Колонизаторы Каменного века»), а собственно Stone Age («Каменный век») — это совсем другая настолка, не дайте себя запутать.
Аудитория: Всех возрастов | Взаимодействие: Конкуренция | Случайность: Cлучайность до игрового выбора | Вживание: Не нужно | Настрой: Спортивный |
Собиратели каменного века
Далеким предкам героев игры «Колонизаторы» — первобытным людям «Каменного века» — тоже не сидится на месте. Двигает ими отнюдь не жажда странствий — Африканский континент постепенно превращается в безжизненную пустыню, непригодную для жизни, да и десяти победных очков никак не наберешь, если сидеть на одном месте. Вот и снимаются управляемые игроками племена с насиженных мест, выбираются из теплых пещер, встают с четырех конечностей, и вперед, навстречу новым землям!
Во времена мамонтов Земля состояла из цветных пятиугольников.
Начинается любая партия в «Каменный век» с типичного занятия всех дикарей — собирательства. Из коробки с игрой извлекаются несколько дюжин картонных жетончиков и пластиковых подставок, а затем все это добро довольно долго раскладывается по игровому полю. Но не только долгая подготовка сбивает ритм действия — базовая концепция игры в принципе не располагает к суете: кинули кубик, обменялись ресурсами, совершили какое-нибудь действие, передали ход дальше. И так примерно тридцать-сорок раз. После первого часа начинает казаться, что за прошедшее время подшефное племя уже могло бы изобрести полупроводники и улететь на Альфу Центавра, но в лучшем случае к этому моменту оно овладеет наскальной живописью и покинет родную Африку.
Матч «Спартак» — «Динамо» закончился победой судьи с дубиной.
Остров невезения
Суровые времена — суровые нравы. Капризный характер непокоренной природы, с которой пытаются бороться отважные дикари, в игре символизирует кубик. Выпало счастливое число — у племени праздник: привалило счастье в виде одного из четырех (а иногда и сразу нескольких) игровых ресурсов. Ресурсы затем пускаются в дело: возводятся примитивные хижины, исследуются новые технологии, производятся, гм, новые люди.
Карты, фишки,
два окорока.
Если же боги кубика не благоволят — племя вынуждено бездействовать и надеяться на то, что в следующий раз повезет чуть больше. Несколько несчастливых ходов в начале игры — и, будьте уверены, ваше племя станет тупиковой ветвью эволюции рода человеческого, более удачливые конкуренты заселят все доступные территории, оторвутся в технологическом прогрессе и размножатся как кролики.
Новые люди здесь получаются из шкур и мяса.
Доктор Франкенштейн одобряет этот метод.
Шкурный интерес
Добавлять игре остроты призваны некоторые случайные события. Чаще всего в качестве события выступает появление на территориях того или иного племени незваных гостей — неандертальцев или саблезубых тигров. И те и другие действуют совершенно одинаково (но при этом перемещаются каждый строго в пределах своей локации: неандерталец в Евразии, тигры — в Америках), то есть по велению одного из игроков приходят разорять чужие земли и похищать для своего временного повелителя ресурсы. Кроме того, игрокам периодически становится доступно «климатическое оружие»: отыскав на карте специальный жетон, можно превратить контролируемую другим игроком плодородную землю в бесполезную пустыню.
Дерево технологий. Судя по его ветвистости — бамбук.
Впрочем, в открытую конфронтацию местные племена предпочитают не вступать — на атаку вражеских лагерей и поселенцев наложено строгое табу. Таким образом, любителям агрессивной игры только и остается, что призывать себе на помощь природные катаклизмы да временных союзников, чтобы хоть как-то побеспокоить не в меру удачливого соседа.
Увлекательность 1 из 3
достоинства выступить в роли вождя первобытного племени — довольно интересная возможность
недостатки игрокам доступно очень ограниченное количество действий
Взаимодействие 1 из 3
достоинства игра подталкивает к обмену ресурсами и активному расширению владений
недостатки конкуренция в игре носит чисто экономический характер
Проработка 1 из 3
достоинства дерево первобытных технологий и реалистичная карта древней Земли прилагаются
недостатки успех слишком сильно зависит от бросков кубика
Атмосфера 1 из 3
достоинства достаточно наглядно иллюстрируется процесс миграции первобытных людей
недостатки в мире игры не нашлось места для приключений и значительных событий
Качество 1 из 3
достоинства художественное оформление работает на создание атмосферы
недостатки картон и пластмасса — не лучшая замена деревянным фигуркам оригинала
Вердикт: «Каменный век» застрял в своей первобытности. Тех, кого не смутит спорное художественное оформление, скорее всего расстроит бедность игрового процесса. Любители саблезубых тигров, мамонтов и неандертальцев еще могут заинтересоваться местным колоритом, все остальные же вольны смело проходить мимо. Однако игра полезна уже хотя бы тем, что дает ясно прочувствовать все тяготы и невзгоды жизни наших далеких предков, когда до изобретения увлекательных настольных игр оставались тысячелетия.