Туристическая Россия для иностранцев – это матрешка, балалайка, Кремль и Петергоф. Ничего личного, только турбизнес. Французы ведь не обижаются, что Франция для иностранцев – это коньяк, лягушки, Эйфелева башня и Версаль.
Монополию на показ матрешек и балалаек захватили Голливуд и CNN, о Кремле ежедневно рассказывает Первый Канал. Потому, друзья, на всех нас из заветного перечня остается лишь Петергоф. И то немало, верно?
Сегодня настала очередь моего поста о Петергофе. Читайте его, смотрите и дополняйте. Приступаю.
Петергоф – одно из самых посещаемых чудес России. Обычное состояние Верхнего сада и Нижнего парка самого известного пригорода Питера проницательно описано в Библии. Междометия основных языков мира, смешиваясь в вавилонский нескучный гул, расправляются с шумом фонтанов, как филистимляне с Самсоном*. Здесь вам и книга Бытие с легендой о Вавилонской башне, и книга Судей с историей о Самсоне.
И такой Петергоф мне не нужен. А нужен вот такой:
И такой Петергоф, конечно, возможен. Даже в высокий сезон – по вечерам, в строго определенное время.
Да, фонтаны по вечерам не работают, их выключают в 18-00.
И после этого армии туристов непременно отступают назад, в Питер. До закрытия парков остается час. Час пик наоборот.
Мне нравятся ощущения, которые возможны в безлюдных Нижнем парке и Верхнем саду. Они разные, но при этом очень запоминающиеся.
Нижний парк без гама, толкания локтями, и пулеметных очередей фотозатворов сбрасывает с себя фиговый лист суеты и превращается в ничем не прикрытое барокко.
И несмотря на эту сусальность и виньеточность, здесь не хочется восклицать "прекрасное барокко, не будь ко мне жестоко!".
Оно действительно интересно, как, например, без всякого сожаления или осуждения может быть интересен Филипп Киркоров.
Конечно, барокко – это понты по определению. Цель барокко – создавать иллюзию богатства и могущества. Барокко подменяет ценности видимостью ценностей. Описание основных принципов пышного стиля напоминает биографию упомянутого певца, чей девиз "вычурности – да, естественности – бой".
Зато с барокко все так просто. "Ах" – и больше ничего, кроме восклицательного знака. "Ну круто!"– и аргументов больше не надо. "Красота!", которая, как известно, спасает не хуже Красного креста.
Однако, если отвлечься от этой навязчивой густоты, и пройти еще дальше к заливу, то все обретает свои места, и ценность естественной красоты становится необыкновенной и особенно понятной.
Именно здесь царит искренняя романтика. И ее можно даже вдыхать, так же, как и тонкие, свежие запахи приморского парка.
Безлюдный вечерний Верхний сад тоже щедр на подарки. В нем нет ни чрезмерности пышного стиля, ни избыточной наглядности стараний современных реставраторов:
А еще бывает дневной Петергоф, который без туристов. Ну хотя бы местами. Нет, не в межсезонье и не в относительно спокойных Колонистском, Александровском, Английском и Луговом парках – эта задача совсем уж из простых. А так, чтобы по-необычному, чтобы в одной их самых туристических точек. К примеру, в знаменитом, граничащим с Нижним парком дворцово-парковом комплексе Александрия.
В нем есть элемент неожиданного юмора
памятник детскому инкубатору:)
и уютный, правда, всегда плотнонаселенный пляж, с которого открывается лишь один условно безлюдный ракурс – на близкий Кронштадт.
Отыскать дневные элементы безлюдного Нижнего парка, конечно, сложнее.
Не в виде такого оптического обмана, как на этом фото,
если приглядеться, туристов здесь не счесть (сравните с этим нешуточным Вавилоном)
а, так, чтобы по-настоящему, чтобы Нижний парк – и без гомона и суеты.
Искомое чудесное прячется в избранных ракурсах:
и, что сокровеннее – в особенных местах:
Если вам нужна не похожая на струи фонтанов галочка под названием я видел фонтаны, а что-то иное, приезжайте в другой, например, вот в такой
или такой Петергоф:
Единственно ваш Петергоф есть. Возможно, вы уже знакомы. Если еще нет – он готов протянуть вам не только свои пафос и суету, но и небо, море, историю, уютный шарм и естественность.
Инструкция по эксплуатации – не обязательна.