Вроде как 2 февраля не только сурок вылазит или не вылазит, а ещё и отмечается День водно-болотных угодий. По случаю чего, значит, Тульский зооэкзотариум, музей "Тульские древности" и вот эти ребята (они охренительные, у них только сайт отстойный, а всё остальное просто великолепно) устроили вечер бесплатного счастья.
Лирическое отступление: музей "Тульские древности" и экзотариум входят в крайне короткий список мест, которые я в Туле люблю, очень сильно уважаю, тащусь от того, что они делают, и как они это делают. И очень мне радостно, что ещё вот болотные граждане откопались, которые на _таком_ уровне способны работать.
Я уж не знаю, где проанонсировали мероприятие, но народу пришло много, а в лабораторию запускали группами по 6-7 человек (абсолютно правильно). И пока все ждали своей очереди, народ развлекал детей, не покладая рук.
На мультимедийном экране показывали разные тематические картинки. Вот, например, какие интересные растения можно найти на болотах Тульской области.
0. Фойе
На двух столах расположились всякие гады из экзотариума, которых показывали, рассказывали, давали потрогать, погладить и т.п. Просто представьте мальчика, которому дали самостоятельно посадить змею в мешок и оный мешок завязать. На лице у него было натуральное осознание себя героическим героем всех виденных мультиков и книг.
Взрослые тянулись потрогать меньше, чем дети, неубедительно оправдываясь тем, что всё это фууу. На самом деле — ни фига. Большая часть гадов на ощупь неожиданна и приятна.
Какой-то из неместных ужей. Сухой, сильный, нравится. Предупреждали: гладить, а не сжимать! А то пытливые детские...
Тоже совершенно не противная, кстати.
Гладить было прикольно.
Вот лягушки были мелкие, склизкие, шустрые аж жуть. Одна попыталась ускакать (все радостно взвизгнули), но была поймана.
А этот вообще чуть ли не пушистый на ощупь. И вообще очень эстетичное и положительное существо. Какой-то дракон-недохамелеон.
Когда дети утомились, им внепланово приволокли пачку вот таких штук. Двух видов: шлемы русичей и шлемы ордынцев. Всё, все резко оказались заняты.
Наши дети нашли себе занятие сами. Но за колесом там трещотка — пластина, которую колесо при вращении задевает головками гвоздей. Так что долго я не выдержала...
1. Для чего нужны болота
А потом нас запустили в зал, где расположилась "болотная лаборатория". Несколько станций. на каждой рассказывают и показывают что-то своё, и обязательно дают что-то сделать самим. Причём рассказывают на нормальном уровне, не считая дебилами ни детей, ни взрослых. И при этом всё понятно. Восхищена.
Сфотографировать удалось довольно мало — условия совершенно неподходящие, да и техника не очень позволяет.
В общем, на первой станции объясняли, для чего нужны болота вообще в природе, а также немножко начали про торф.
В колбу вставляется фильтр с отверстием внизу. В него кладётся кусок торфа. Сверху дети наливают грязную болотную воду (они её частично только что создали сами, от души намешав грязи), а вниз стекает чистая, прозрачная. Восторг.
Сейчас из-под слоя торфа вырвется углекислый газ. Его, понятно, собственноротно только что надули в шарики и напихали в колбу, а теперь вот шилом человечество вмешивается в природный ход вещей. Все на всякий случай отошли подальше, а то торф летел эффектно при таких фокусах.
2. Мох и торф
Это натуральная болотная кочка. Можно посмотреть и потрогать. Осоково-кустарничково-сфагновое сообщество с берёзой.
Сначала детям показывали, как много влаги может впитать вот такая сухая фигня. Живой натуральный ребёнок берёт, значит, сам отщипывает кусок сухого мха, кладёт на весы. Те честно показывают, сколько мох весит (в нашем случае был 1 г).
Затем этот кусок поливается водой. лишняя отжимается, чтобы он просто мокрый был, и снова кладётся на весы. Опа — 18 г.
На картинке рекомендую обратить внимание на персонажа. Прелесть же!!!
Но и это ещё не всё. В болоте есть торф, про него много рассказывают, а потом показывают, что один лежал глубоко и выглядит вот так (возьмите в руки, потрогайте), а другой — неглубоко, вот сравните. Все старательно тискают куски торфа, а потом их тоже кладут на весы.
Впечатлённые дети и наигравшиеся с кусками торфа и мха тактильные маньяки отправляются дальше.
3. Копаемся в торфе
На этой станции группа делится на две части (у нас — по 3 человека), каждой выдаётся тазик с торфом и закопанными в нём карточками с изображениями ништяков: спор разных, останков кого попало и т.п. Все надевают резиновые перчатки и начинают упоенно рыться в грязи. По воспоминаниям детей, это было самое крутое.
По мере нахождения карточек им под шумок рассказывают, что это и какую информацию какая находка даёт о том, что здесь раньше было, когда и кто жил и т.п.
4. Флора, фауна и прочие гады
Тут было попроще. На плакатах с разными видами болот надо было расселить разные красивые картинки. Потом — тест, абсолютно серьёзный и взрослый.
Один из вариантов того, что получалось у мелких.
5. Микроскопы!
А вот тут можно было посмотреть, КАК этот самый мох впитывает воду, куда он её девает и вообще. Тут у меня, конечно. восторг. Самостоятельно отщипывается кусок мха, всячески там размазывается по предметному стеклу, подкрашивается специальной фигнёй из пипетки и смотреть-смотреть.
Причём микроскопы разные. Простые такие, как в школе были или дома вон есть, и большой такой, серьёзный, никогда раньше не видела, изображение на ноут и на большой экран выводится... Крууууто.