Скульптор Георгий Дмитриевич Лавров. От Парижа до Магадана

понедельник, 12 ноября 2012 г.
Скульптор Георгий Дмитриевич Лавров. От Парижа до Магадана

Сегодня я продолжаю, начатую вчера тему строительства Магаданского театра и подробнее расскажу об авторе четырех 3-х метровых статуй на фронтоне здания. Им является скульптор Георгий Дмитриевич Лавров (1895-1991). КОТОРЫЙ был приговорен 11.07.1939 к 5 годам ИТЛ по ст. 58-8,11 УК РСФСР ("участие в антисоветской террористической организации").


По сообщению жены скульптора Валентины Лавровой-Солдатовой, родился Георгий Дмитриевич Лавров в Сибири, в многодетной семье иконописца-реставратора. Будучи учеником духовной семинарии, начал заниматься в красноярской городской студии рисования.

В 1915 году поступил в Томский университет и продолжал заниматься живописью в классах Общества томских художников.

В 1917 год — Великую Октябрьскую социалистическую революцию принял открыто и без колебаний, за что дважды арестовывался колчаковцами в Томске.

С 1922 года жил в Москве. По рекомендации А. В. Луначарского был командирован в Париж. В 1932 году в галерее на бульваре Монпарнас у него состоялась персональная выставка. В Париже лепил с натуры и знаменитую балерину Анну Павлову, с которой дружил. Восемь с половиной лет во Франции работал в мастерских Э. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспио, Ф. Помпона.

В 1938 году арестован и приговорен к 5 годам лагерей. Срок отбывал на Колыме.

В 1943 году был освобожден без права выезда с Колымы.

Работы Лаврова хранятся в музеях Москвы, Лондона, Парижа, Киева, Пскова, Красноярска, Барнаула и других городов.

Умер Георгий Дмитриевич Лавров в 1991 году в городе Москве.


Скульптор Георгий Дмитриевич Лавров. От Парижа до Магадана


А вот воспоминания самого скульптора , связанные с пребыванием на Колыме и в Магадане:


Продержав несколько дней за колючей проволокой, нас погрузили в темные, грязные трюмы морского грузового корабля и несколько дней везли до Магадана, не давая возможности выйти из трюма даже во время качки и морской болезни. В трюме было тесно и омерзительно смрадно.

В Магадане заключенных помыли в бане, распределили по лагерным пунктам и в 40-градусный мороз на открытых грузовиках стали развозить по местам назначения.

Меня с группой заключенных довезли до прииска "Разведчик". Дальше проезжей дороги не было, и мы глухой тайгой, через высокую, покрытую глубоким снегом сопку всю ночь до утра пробирались к месту нашего заключения и работы — на участок "Скрытый" прииска "Разведчик".

На "Скрытом" работали около 150 заключенных, кайлили золотоносную мерзлоту в шахтах.

Жили, точнее, ночевали зеки в заваленном снегом и едва видном бревенчатом бараке с потолком, но без крыши. Посредине барака стояла железная печь — бочка из-под бензина с железной трубой. В ней беспрерывно горели дрова. Около нее было жарко. А в углах барака постоянно лежал слой льда.

Вольнонаемных рабочих и охранников на "Скрытом" не было. Его полностью обслуживали заключенные, охраной надежно служила безбрежная горная тайга. Бежать было просто невозможно. Врачебной помощи не было. Заключенные умирали по несколько человек в день.

К концу первого месяца пребывания на "Скрытом" я заболел цингой. Стали расшатываться и выпадать зубы, слезали ногти, появились характерные для цинги язвы. Началась водянка. Ноги превратились в наполненные водой мешки. Я полностью потерял трудоспособность, не мог ходить.

Меня как полного инвалида со "Скрытого" отправили в лагерный пункт Оротукан, на работу ночным сторожем культбазы. А днем работал на строительстве оротуканской Доски почета.


Скульптор Георгий Дмитриевич Лавров. От Парижа до Магадана


Весной 1941 года меня перебросили в Магадан на строительство магаданского Дома культуры (ныне магаданский музыкально-драматический театр).

Кладка кирпичных стен магаданского Дома культуры и их штукатурка были уже закончены. Мне было приказано приступить к выполнению скульптуры. Условия были тяжелые, в Магадане и в его окрестностях не нашлось пригодной для лепки глины. Имелись только алебастр, проволока, металлическая сетка и цемент. С этими материалами я был вынужден приступить к скульптурным работам. В Магадане за период с 1941-го по 1943 год мной были выполнены следующие скульптурные работы: четыре трехметровые цементные статуи на парапет Дома культуры — "Красноармеец", "Партизанка", "Забойщик", "Бурильщик"; бюсты Маркса, Энгельса, Ленина, драматурга Островского, Горького, Станиславского и другие. Эти бюсты были установлены в большом фойе Дома культуры.

Трехметровая железо-цементная многофигурная скульптурная композиция "Героическая эпопея обороны СССР", четыре коринфские капители на колонны фасада Дома культуры и вся декоративная лепнина внутренних помещений были выполнены и установлены мной. Несколько скульптур на антифашистские темы для Магаданской художественной выставки в 1944 году выполнены мной в том же материале.

За все эти работы я был премирован буханкой черного хлеба, восьмушкой махорки и 50 граммами спирта. Хлеб я съел, махорку отдал заключенным, а спирт выпил начальник "за мое здоровье".

Я же был переведен на общие работы.


PS. Я был просто в шоке, когда узнал, что за свою титаническую работу, по созданию скульптур, которые живы поныне, автор фактически получил только буханку черного хлеба!

Правда я обнаружил одну странную неточность: нынче на магаданском театре вместо статуи "Забойщика" стоит скульптура "Колхозница" со снопом пшеницы, что хорошо видно на моих фотках!