«CV»: вся жизнь перед глазами

среда, 23 октября 2013 г.
С самого момента сотворения социума почти каждый житель земли страстно мечтал о том, чтобы выйти за искусственные, но жёсткие рамки придуманного им социума. Он мечтал начать жизнь снова и прожить её совсем по-другому, а ещё лучше – прожить несколько жизней, чтобы успеть вкусить, испытать и узнать всё: от самого невозможного до самого неприличного. Именно эта мечта стояла у истоков появления художественной литературы, синематографа и «Grand Theft Auto». Симулятор альтернативной жизни – одна из самых востребованных тем жанра фантастики и, кто знает, возможно, одна из зауряднейших нейроэлектронных игрушек наших внуков. Но пока на нашу долю остаётся довольствоваться настольной виртуальностью, благо, тема жизни и смерти в ней нет-нет, да и проскальзывает. Наверное, к самой первой заметной попытке сымитировать путь человека следует отнести «The Game of Life» (Игра в жизнь) 1960 года, до сих издающуюся корпорацией «Hasbro» (в том числе и на русском языке). А к самой последней – польскую карточно-кубиковую игру «CV» (Резюме), которую сможет опробовать всякий, кто посетит на этой неделе выставку настольных игр в Эссене. О ней сегодня и поговорим.

p01




Автор игры Филип Милуньский (Filip Miłuński) – разработчик опытный, в нашей стране его знают по пластилиновому евро «Mare Balticum» и стратегии «Magnum Sal», но особенно по дуэльному карточному хоррору «Vampire Empire». Филип – человек позитивный и к жизни относится легко, чего желает и нам в своей новой настольной игре.

Главные компоненты игры: карты, шестигранные кубики с нестандартными гранями и игровое поле. Карты делятся на 5 видов: детство, ранние годы, средние годы, старость и жизненные цели. Перед началом действа каждый из вас (а вас может быть от 2 до 4) получает по одной карте жизненной цели – в конце игры эта карта принесёт вам дополнительные победные очки, если вы проживёте жизнь так, что вам не будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Также каждый из вас получает по 3 карты детства, выбирает из них одну и передаёт оставшиеся соседу слева. Таким образом, путём нехитрого драфта вы начинаете игру с 3 тщательно выбранными картами – вашими трогательными детскими воспоминаниями. Дальше начинается cуровая жизнь.


p02

Примеры типов карт и колод карт




Помимо того, что все карты относятся к какой-то колоде, они ещё и делятся по типу (все кроме жизненных целей – с ними и так всё ясно). Каждая карта может быть картой знаний, здоровья, отношений, работы, собственности и события. Тип карты определяется цветом её фона. Получая новую карту, вы кладёте её перед собой поверх карты такого же цвета, оставив видимым только название предыдущей карты – с той лишь целью, чтобы отслеживать историю своих приключений. У некоторых карт два цвета – на какую стопку её положить, решаете вы сами.

Помимо цвета фона, каждая карта характеризуется ценой приобретения (набором нескольких символов) над картинкой и эффектом действия под картинкой: какие-то карты приносят новые символы для будущих приобретений, какие-то дают победные очки, какие-то портят жизнь, а какие-то дарят шанс улучшить судьбу при помощи кубиков. В любом случае, активной считается только та карта, которая лежит поверх стопки. Исключение – карты событий, они действуют всего раз и сбрасываются после использования.


p03

Кубики со специальными гранями




В игровые области участников карты попадают посредством кубиков. В начале игры у каждого из вас по 4 кубика, но благодаря эффектам некоторых карт вы сможете обзавестись аж семью. Грани кубиков соответствуют символам из области стоимости карт. В свой ход вы бросаете кубики и смотрите, какие из выложенных на игровом поле карт вы можете себе позволить. За один раз можно «купить» 1 или 2 карты. При уплате стоимости учитывается результат кубика и символы ваших активных карт. Соответственно, чем больше живёте, тем больше можете себе позволить. При желании можете до двух раз перебросить не понравившиеся результаты, но только если это не грустный смайлик, символ невезения. Если на ваших кубиках окажется 3 таких символа, вам придётся сбросить одну из активных карт. Напротив, если на кубиках выскочит сразу три символа весёлого смайлика, вы сорвёте джекпот и получите любую карту с игрового поля совершенно бесплатно. Порой удача улыбается каждому из нас.

Сначала на игровое поле выкладываются карты из колоды ранних лет. Когда она заканчивается – карты из колоды средний лет. Под конец игры в силу вступает колода старости. Таким образом, у вас на глазах и прямо перед вами будет проходить полноценная жизнь, пусть и в очень ускоренном, но реалистичном ритме: вы будете учиться, работать, заливать ахинею в Википедию, заводить семью, менять подержанный автомобиль на пафосный «Феррари», спорить о роли футбола в мировой революции и бегать по сырому от росы и ночных подростков парку.


p04

Игровое поле




Партия заканчивается, когда в колоде старости остаётся меньше карт, чем участников (не потому, что к концу игры они и правда умирают). Вы подсчитываете очки за имеющиеся у вас карты и получаете дополнительные очки за достигнутые жизненные цели.

Впечатления от «CV» двоякие.

С одной стороны, игровой процесс незамысловат и любопытен. Больше всего он напомнил мне другую польскую игрушку, «Инновацию». Сильно упрощённую, разумеется. Но разноцветные карты, мудро накладываемые и убираемые друг под друга с целью выжать максимальную выгоду от верхней из них с одновременной невозможностью продержать эту карту наверху бесконечно долго, не узнать нельзя. Что до кубиков, то хоть они и привносят в игру большую долю случайности, но вполне укрощаемы, ведь, выложив все типы карт, вы подарите себе большой простор для манёвров. Удачна и идея разделения колоды на три "эпохи".


С другой стороны, игра чисто соревновательная, в чём нет ничего похвального. Единственный раз, когда участники взаимодействуют друг с другом, это драфт карт детства перед началом игры. Да, вы проживёте целую жизнь, но это будет крайне одинокая и однообразная жизнь. Если за столом вас собралось четверо, то сначала вы будете 3 хода смотреть, как ваши противники бросают и перебрасывают кубики, пытаясь скумекать, как скомбинировать их повыгоднее, потом то же самое будет ждать вас. И так все заявленные 60 минут. А ведь насколько интереснее было бы мешать или помогать друг другу (например, по определённым комбинациям выкинутых кубиков) или даже вообще проживать одну общую жизнь на всех (раз уж игра всё равно сольная).


p06




Другая странность заключается вот в чём.

Наверное, сложно найти игру красивее. Серьёзно, у неё просто бесподобное оформление. Посмотрите на эти карты, они напоминают старые советские мультики, которые будто заколдовал отморозок-волшебник и которые из-за этого стали очень-очень стёбными. Так и ожидаешь увидеть Капитана Врунгеля, продающего траву прямо с борта «Беды», или Чебурашку, анонимно троллящего Крокодила Гену в Одноклассниках. Взгляните, сколько чёрного юмора заложено в иллюстрациях! Просто не терпится сложить из этих недетских карт самые хулиганские истории, о каких и уголовный кодекс не слышал.

Но таких историй не сложить. Всё, что происходит с вами в виртуальной жизни, довольно обыденно и до скуки конъектурно. Симулятор «CV» предоставляет своим клиентам уникальную возможность прожить ту же самую благопристойную жизнь, какой они живут и сейчас. В чём же смысл? Какой прикол окунаться в альтернативную жизнь, заколоченную всё в те же социальные рамки? Почему даже в игре меня вынуждают платить штраф за превышение скорости и почему вместо этого я не могу выкрикнуть «Вперёд, бурундучки!» и дать очередь из «калаша» в жадную рожу инспектора?! Как тут не вспомнить чешский симулятор смерти «Infarkt» с его тысячью и одним способом пуститься во все тяжкие, вот такой симулятор по мне! Симулятор, в котором меня безнаказанно унижает гаишник, мне, по субъективным резонам, нравится меньше.


Что пожелать вам напоследок, дорогие читатели?

Не бойтесь жить смело и пробовать новое. Пусть конформизм придёт к вам как можно позже. Ибо есть вероятность, что качественного симулятора жизни мы так и не застанем.


p07

Промо-карты для тех, кто купит игру на выставке в Эссене



Poll #1940053

Open to: All, detailed results viewable to: All, participants: 6


Хотели бы вы изменить что-то в своём прошлом?


View Answers




















Я бы вообще хотел(а) начать всё сначала.
2 (33.3%)
Подправил(а) бы лишь несколько моментов.
3 (50.0%)
Не стал(а) бы менять ничего, всё и так супер.
1 (16.7%)