Международные права в автомобильных путешествиях

пятница, 25 октября 2013 г.
Один из часто задаваемых вопросов от желающих путешествовать на автомобиле по странам Европы "Нужны ли международные права"? Мой ответ примерно такой: "обычно не спрашивают, но может пригодиться, поэтому я бы оформил". Собственно, я сам так и сделал. Правда 5 лет назад. До сих пор езжу с просроченными международными правами. И после очередного вопроса от френдов решил оформить пост.

Международные права в автомобильных путешествиях


Вообще, тема необходимости международных прав одна из самых спорных. Кто-то говорит, что всю жизнь катается с российскими и не парится, а кто-то с пеной у рта готов доказывать, что без международных прав не дадут машину напрокат. Правы больше первые, чем вторые. Некоторые прокатные конторы могут не признать наши российские водительские права и попросить книжку (как это было у нас единожды в аэропорту Амстердама). Но, по большому счету, им все равно, для них главное продать услугу, и требовать с клиента международные права они не особо хотят. Многие уже привыкли к нашим правам старого образца. Другое дело, когда что-то случилось где-то вдали от крупных городов Европы и местный полицейский просит права, ему российские права будут незнакомы.


Сразу уточню, что обычное российское водительское удостоверение (образца до марта 2011 года) соотвествует требованиям Венской конвенции о Дорожном движении (статья 41 конвенции и Приложение 6). Все необходимое в обычных российских правах присутствует и ни один полицейский не станет подвергать их сомнению. Вот выдержка из требований:






НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ

1. Национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ.

2. Удостоверение печатается на языке или языках, определяемых компетентным органом, который выдает или которому поручено выдавать этот документ; однако на нем указывается на французском языке название "permis de conduire", которое может сопровождаться или не сопровождаться названием "Водительское удостоверение" на других языках, а также название и/или отличительный знак страны, в которой это удостоверение выдано.

3. Вносимые в удостоверение записи делаются либо только буквами латинского алфавита или прописью, либо повторяются таким же образом.

4. В удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения; эти сведения нумеруются цифрами от 1 до 11:





  • 1. фамилия



  • 2. имя и отчество *



  • 3. дата и место рождения **



  • 4. местожительство ***



  • 5. орган, выдавший удостоверение



  • 6. дата и место выдачи удостоверения



  • 7. дата окончания действия удостоверения ****



  • 8. номер удостоверения



  • 9. подпись и/или штамп или печать органа, выдавшего удостоверение



  • 10. подпись владельца *****



  • 11. категория или категории, либо подкатегории транспортных средств, на которые распространяется это удостоверение, с указанием даты выдачи удостоверения и дат окончания действия для каждой из этих категорий.






Примечания.

* В этом подпункте может указываться фамилия отца или мужа.

** Если дата рождения неизвестна, то указывается приблизительный возраст на дату выдачи удостоверения. Если место рождения неизвестно, то оно не указывается. Вместо места рождения могут указываться другие сведения, определяемые национальным законодательством.

*** Указание местожительства необязательно.

**** Это указание необязательно, если срок действия удостоверения не ограничен.

***** В противном случае, отпечаток большого пальца.

Кроме того, к водительскому удостоверению должна прилагаться фотография владельца. Национальное законодательство определяет дополнительные сведения, которые вносятся в водительское удостоверение, а также размер и тип переплета удостоверения.

5. Категориями транспортных средств, на право управления которыми может быть выдано удостоверение, являются следующие:





  • A. мотоциклы;



  • B. автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;



  • C. автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;



  • D. автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;



  • E. составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.






6. В соответствии с национальными законодательствами могут указываться дополнительные категории транспортных средств, не принадлежащие к вышеупомянутым категориям A - E, подкатегории в рамках категорий и сочетание категорий, которые должны быть точно указаны в водительском удостоверении.


Также, согласно Женевской конвенции о дорожном движении 1968 года, международное водительское удостоверение не требуется, если водитель находится на территории другого государства, участника конвенции, не более 6 месяцев. В этом случае можно использовать национальное водительское удостоверение.


С 1 марта 2011 года водителям выдаются права нового образца (смотрите первую картинку в посте). Самое главное отличие от старых (кроме появления новых категорий) - это отсутствие перевода названия документа. То есть, если раньше в странах, где не знают русского, по словам Permis de conduire могли узнать, что это водительское удостоверение, то теперь этого перевода нет. Поговаривают, что это было сделано намеренно, чтобы люди покупали международные права. Но нужен ли на самом деле перевод названия документа? Снова вернемся к Международным требованиям оформления водительского удостоверения, пункт 3:


На передней стороне удостоверения наносятся слова "Водительское удостоверение" на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и/или отличительный знак страны, выдавшей удостоверение..


Получается, что надписи "Водительское удостоверение" на русском достаточно, новые права соответствуют Международным стандартам.


Международные права, кстати, тоже недавно обновили. Теперь они выглядят вот так:



Источники:

http://mosintour.ru/default.asp?Id=410

http://wmnclub.ru/nuzhni-li-mezhdunarodn ie-prava-rossijskomu-avtoturistu/

http://forum.miracle-world.net/showthrea d.php?t=152


А у вас спрашивали международные права при оформлении прокатной машины или при проверке документов полицией?


---

* Добавляйте во френды , чтобы следить за новыми записями. Буду рад вашим комментариям!

* Избранные посты моего журнала .


Мои профили в Вконтакте , Фейсбуке , Твиттере , Инстаграмме и Форсквере .


Если пост понравился - нажмите, пожалуйста, одну из кнопок ниже на ваш выбор :)


Tags: авто, путешествия, советы