с мира по нитке

вторник, 22 января 2013 г.
Последние дни ознаменовались семейными просмотрами разных всяких кинофильмов. В частности посмотрели половину первой части "Хоббита" в 3Д в кинотеатре. Ушли не дождавшись конца. Потом посмотрели на обычном телевизоре "Прометей". И вчера решили восполнить один пробел у супруги, посмотрев "Аватар" тоже на обычном телевизоре. А сегодня я решил написать кое-что про кино. Но поскольку кинокритик из меня как сомелье - я вино пить люблю, а не пробовать, так и с фильмами - я их смотреть люблю, а не угадывать режиссерские замыслы. Поэтому мнение выскажу субъективное.

Начну издалека, а именно с того, чем эти три фильма можно связать. Во время съемок "Аватара" Кэмерон познакомил с новой, разработанной им технологией съемки Стивена Спилберга и Питера Джексона. То есть Питер, приступив в 2010-м году к съемке "Хоббита" уже знал как снимает Кэмерон и что в результате таких съемок получается. Ещё я где-то читал, что Ридли Скотт, посмотрев "Аватар", сказал, что его "Прометей" обязательно будет снят в 3Д. На всякий случай ещё упомяну, что сказал Кустурица: "Аватар - просто глупость, где ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D. Всё это делается лишь для того, чтобы вытащить из людей деньги, а по-настоящему серьёзное кино должно добиваться своей трёхмерности за счёт смысла." Может пригодится в конце поста.


Дальше начинается самое интересное. Джексоновского "Властелина колец" я очень люблю. Все три части люблю. И мне абсолютно неважно близко к оригинальному тексту он его снял или насовал туда отсебятины, вся трилогия - очень красивое кино, которое смотришь с удовольствием. Но к сожалению, Питер так и не понял, что же такое ему показал Кэмерон. У него хороший глаз, могущий поймать красоты новозеландского ландшафта, но видимо совсем беда с фантазией, потому что получив в руки офигительнейший инструмент создания сказочных миров, он наполнил своё очередное творение полутора часами перемещений по 3Д модели хоббитовой норы. Кстати, мне нужен спойлер - дракона-то в конце фильма показали, или он так и остался подразумеваемым за кадром? :) Смотреть эту тягомотину, что в 3Д, что без 3Д, удовольствие сомнительное. Честно скажу, читать интереснее хотя бы потому, что моей фантазии хватает напредставлять себе по книжке картинок покруче. Не надо было Роберту Шэю соглашаться на 3Д в джексоновском исполнении, ой не надо было.


А вы, кстати, помните, что все серии "Чужих" снимали разные режиссеры? И что после старта Ридли Скотта с одним "Чужим", "Чужих" во множественном числе снял как раз таки Джеймс, который Кэмерон. Я "Прометей" посмотрел на телеке и честно вам признаюсь - понятия не имею, на хрена этому фильму 3Д. Здесь мы снова сталкиваемся с засадой, уготованной гениальным Кэмероном своим коллегам и конкурентам. Первый "Чужой", на секундочку, это 1979 год! Это, кстати, 11 миллионов баксов бюджет, стесненность в средствах и невозможность взять масштабом. Если заинтересуетесь историей съемок, то узнаете, что: "У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Чтобы создать впечатление гигантских пространств, в этих сценах были задействованы дети Ридли Скотта." и "Модели корабля «Ностромо» были сделаны из дерева, оргстекла и пластмассы, а их детали взяты из сборных наборов бомбардировщиков и танков Второй Мировой войны, из различных пластмассовых форм, которые поставляет для любителей моделирования компания EMA, также было использовано 200 наборов для создания американских космических шаттлов и 20 наборов TIE-истребителей и столько же наборов с моделями R2-D2 из «Звёздных войн»". Но Ридли - красавчик. В тесном павильоне он сумел снять офигительный фильм, иногда используя грязные приемчики: "Сцена, в которой чужой вылезает из груди Кейна, не была предварительно описана актёрам в деталях. Вероника Картрайт не знала, например, что на неё струёй брызнет кровь, и её реакция в кадре была совершенно произвольной. Сцена была снята на четыре камеры за один дубль.". Казалось бы, чувак, все твои ограничения и проблемы позади, рисуй что хочешь и создай невероятное, 130 миллонов баксов помогут развязать твою фантазию. Но видимо большая часть этих бабок ушла на гонорар Шарлиз. Шарлиз я тоже очень люблю, я считаю её обалденной актрисой. Но я вас умоляю, что она делает в этом фильме? Что ей там играть??? В итоге мы получили пару закрытых отсеков, кусок унылой пустыни и несколько десятков метров какой-то темной норы. Слушайте, ну если нужна была нора, позвонили бы Джексону что-ли, у него там хоть какая-то мебель была да посуда. Вспомниаю фильм, пытаюсь вспомнить к чему там можно было 3Д приплести - к буре что-ли? А на календарик посмотреть - заценить какой сейчас год и вспомнить какая производительность у современных процессоров.


Джексон и Скотт снимали своих хоббитов и прометеев по году. Кэмерон предполагал начать снимать "Аватар" в 1997-м и снять его к 1999-му году, но, по словам Кэмерона, на тот момент ещё не существовало технологий, способных воплотить его видение картины. Блин, он ЭТО видел в середине 90-х, только снимать это было тогда не на чем! Впрочем чему удивляться. Терминатор начался на самом деле с Т-1000, только в 1984 году снять Т-1000 тоже не было технической возможности, поэтому обошлись Шварцнегером и рукой на шарнирах. А к идее Джеймса вернулись аж в 1991-м году, когда стало возможным отрендерить эту текучую штучку. Кстати, Т-1000 течет в фильме чуть больше 3 минут, но создавались эти три минуты в течение восьми месяцев. Не было у них тогда кластеров и облаков. Но я обратил внимание вчера еще и на то, что снятая Кэмероном Пандора, даже на обычном экране выигрывает у очень многих 3Д конкурентов.


И вот собственно к чему я всё это рассказываю. Техника и технология, конечно, важны, но чтобы ими правильно воспользоваться, необходимо кое-что еще иметь в голове, желательно при этом быть гением. А вот быть всего лишь хорошим и даже очень хорошим режиссером, недостаточно. Я, помнится, в "стерео-кино" на Невском проспекте ходил еще будучи маленьким мальчиком, смотрел там в журнале Софию Ротару и кино про "ученика лекаря". Но говоря сегодня про 3Д, нечего вспомнить ни до Аватара, ни после него. Вопрос же, который меня сейчас занимает больше всего: кто в курсе, чем занят Спилберг в настоящее время? Думаю, что он не отступит и попытается затмить товарища по киноцеху. И сдается мне, это тоже будет событием. Битва титанов гениев должна получиться захватывающей и занимательной.


А Кустурица - очень хороший режиссер, умеющий снимать фильмы со смыслом без 3Д. :)


Гы-гы. Я тут кое-что вспомнил и пошел на сайт к Экслеру. Подумалось мне, что не может такого быть, чтобы у него на Аватар рецензии не было :) Разумеется, она есть :) и написана не сегодня, а тремя годами раньше. И конечно же у него тоже не обошлось без упоминания "Властелина колец". Но зато он тогда не знал ни про "Прометея", ни про "Хоббита". Так что переписывать не буду, пусть всё остается как есть.