Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол

четверг, 31 января 2013 г.
Кукла - игрушка с богатым прошлым. В разное время она представала модным элементом, предметом роскоши, идейным воспитателем. Для кукол шились шляпки, создавались украшения и настоящие сервизы...

Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…

"Будуарные" куклы и трехликое детище Карла Бергнера.


Так называемые "будуарные" куклы тоже стали модными "игрушками" для дам, а вовсе не для девочек. Впрочем, будуарные красавицы служили благородным особам еще и чем-то вроде аксессуара, наряду с зонтиком или шляпкой

С этой красавицы начиналась история Музея уникальных кукол

"Будуарная кукла — это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, — рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ — начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".


В музейной коллекции, начало которой было положено шестнадцать лет назад, сегодня насчитывается шесть тысяч экспонатов. Самый древний — это фрагмент кукольного платья 1650 года.

А началась история этой экспозиции со случайно обнаруженной в прабабушкином сундуке игрушки. Ее нашла художница Юлия Вишневская, которая и основала музей.

Каких только кукол в нем нет. Здесь собраны деревянные, тряпичные, восковые, фарфоровые и даже многоликие куклы.




Куклы–музыкальные автоматы порой стоили целое состояние




"В ХIХ столетии, когда еще не изобрели кукол, у которых открывались бы и закрывались глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами, — говорит Ирина Марышева. Одно лицо куклы — печальное, второе — спящее, а третье радостное. При повороте головы — а она вращалась — лица сменяли друг друга.


Кукла для наследника Тутти и музыкальные автоматы

Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.

Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.

Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат.

Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги.

Такие куклы изготавливались вручную и на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка




Большие куклы заменяли дворянским отпрыскам друзей


Над подобными куклами всегда трудились два мастера: кукольник и часовщик. Он-то и придумывал механизм, благодаря которому игрушка "оживала" на несколько минут. Как правило, она делала какие-то нехитрые движения под музыку: танцевала, играла на каком-нибудь инструменте, читала книгу — но, конечно же, пока еще не вслух.

Батарейку, которая позволила кукле заговорить, придумали гораздо позже - в прошлом столетии. Сначала это было одно слово "мама", а теперь куклы поют и читают стихи…


Фарфоровый сервиз для куклы и целлулоидный пупс

Интересно, что в ХIХ — начале ХХ веков существовали кукольные магазины, в которых было два отдела.

"В одном можно было купить собственно саму куклу, но продавалась она в нижнем белье, а уже во втором — одежду для нее. Продавались платья, обувь, шляпки, бижутерия и даже кукольные фарфоровые сервизы. Причем изготавливались они на настоящих фарфоровых заводах. Это было такое сопутствующее производство", — рассказывает Ирина Марышева.




Кукольные сервизы изготавливались на настоящих заводах по производству фарфора

В конце Х1Х-го века фарфоровых красавиц в Россию все реже стали привозить из заграницы. В Москве и Петербурге открылись знаменитые кукольные фабрики "Гудков", "Федосеев", "Дунаев". Впрочем, с приходом к власти большевиков, они были закрыты, а куклы по причине своей "буржуазности" — ликвидированы.


"Уничтожали даже готовую продукцию. И многие девочки прятали этих куколок, чтобы у них их не изъяли, рассказывает Ирина Марышева. — А на фабриках стали выпускать серийных целлулоидных пупсов. Кстати, в 50-е годы — и это мало кто знает — пупсов тоже изымали из детских садов. На смену им пришли "идейные куклы": "Врач", "Школьница", "Спортсменка".



В начале ХХ века кукольные магазины состояли из двух отделов. В одном продавались сами куклы, а в другом - одежда для них

Источник

В музее, где обширная кукольная история представлена во всем своем многообразии, побывала Елена Косова.