Манчкин: В зале суда

пятница, 25 января 2013 г.







Смотрите обучающий видеоролик!

Вступительное слово судьи




Дмитрий rhunwolf Тэлэри:

Уважаемые читатели! Сегодня мы собрались здесь, чтобы рассмотреть сложное и неоднозначное дело «Манчкина». Эта игра добилась немалой популярности у нас в России, став второй игрой после «Монополии», которую вспоминают несведущие обыватели, когда упоминаются настольные игры.

Но знатность рода или заслуги перед отечеством не дают права уклониться от судебных разбирательств. Игра, когда-то помогавшая развивать движение, ныне обвиняется в примитивности, в почивании на лаврах и в том, что занимает чужое место под солнцем. Закон есть закон, и если тяжущиеся стороны не смогли найти компромисса, их прения должен разрешить суд. Предоставляю слово обвинению.



Слово обвинения




Дмитрий pastushok Трубицин:

Высокий ареопаг. Достопочтимый арбитр. Дело, рассматриваемое сегодня, представляется мне чрезвычайно важным. Я считаю, что самые страшные преступления — те, что наименее заметны. Они, как медленно действующий яд, отравляют общество. В нашем случае — общество любителей настольных игр.

Мой долг — сделать очевидными злодеяния, которые изо дня в день совершаются этим коварным негодяем. Да, я называю так легкомысленного, юмористического, симпатично иллюстрированного «Манчкина». Но если мы не обманемся внешностью подсудимого, а взглянем на дела его, их преступная суть окажется очевидна.


Начну с меньшего из преступлений. Я обвиняю «Манчкин» в том, что он — просто-напросто посредственная игра.

Разберем типичную игровую партию. Она делится на две стадии. Нарекания есть к обеим. Стадия первая в девизе игры обозначена как «Мочи монстров, хапай сокровища». Как же этот несомненно достойный призыв воплощается в жизнь?


Исходный расклад — чистая случайность, причем скверного рода. Я хочу сразу обратить внимание на главную жертву «Манчкина»: игрока, которому не повезло на старте. Нет повести печальнее на свете, чем его история. Пока остальные, простите, мочат и хапают, он вынужден смиренно пропускать ход за ходом в ожидании милости: монстра, которого он сможет-таки одолеть. И ладно бы партия занимала пятнадцать минут — на сей раз отмучался, в следующий — уже на коне. Но вот идет второй час игры, и богатые становятся богаче, а бедные остаются бедными. Прямо «Монополия» какая-то, не к ночи будет помянута!


Быть может, это необходимая жертва, обратная сторона игровых достоинств? Тогда где же они? В интересных боях? Нет. Математика начальных классов, бухгалтерия, приправленная взбитыми сливками: сложи все свои плюсы и сравни с уровнем врага. Больше? Молодчина, получи награду за труды! Меньше? Слови непотребство! Всех тактических хитростей — при необходимости уболтать соседа помочь вам. Лучший элемент игры, серьезно.


Стадия вторая, «подставляй друзей», наступает, стоит кому-либо из игроков достичь девятого уровня. Когда всего один бой отделяет его от победы, конкуренты немедленно ополчаются против него и вставляют в его колеса любую подвернувшуюся палку. И вновь — жесткий, предсказуемый сценарий. Вся нехитрая интрига в том, на ком из потенциальных победителей закончатся сдерживающие карты. Вопрос не умения, но банального расклада.


Итак, по сути, игроки лишь пролистывают колоду, совершая минимум осмысленных действий. Но, положим, «Манчкин» и не претендует на звание новых шахмат, предлагает не радость напряжения ума, а удовольствие от его расслабления. Достойно ли он справляется с этой задачей? И снова — нет!


Если игровой процесс не самоценен, он должен, подчеркиваю, должен стимулировать общение. Это принцип салонной настолки: раскрыть игроков с неожиданных и интересных сторон. Делает ли это «Манчкин»? Едва ли. Он раскрывает не людей, а забавные ситуации: поглядите-ка, я наподдал цветку в горшочке башмаком могучего пенделя!


Подсудимый — не тот, за кого себя выдает. Самое подходящее определение для него — вовсе не «игра». Это чистой воды сборник анекдотов под личиной и по цене карточной настолки. Отдадим ему должное: вполне крепкий сборник. В первом прочтении смешно. Во втором, когда в колоде еще остаются незнакомые карты, — смешно. В третьем... слышите звук? Это она, борода. Растет. Уже с метр вымахала.


Предвижу вопрос оппонента: почему же «Манчкин» при всех его грехах так хорошо продается? Да потому же, почему хорошо продаются чипсы: мало толку, зато мощная первичная атака на вкусовые рецепторы. И потом, достаточно поинтересоваться, сколько в мире существует книг по GURPS, чтобы убедиться, что Стив Джексон — прекрасный маркетолог и умеет выдоить из любой идеи максимальную прибыль. Вот только в случае с «Манчкином» этот талант явно поставлен на службу злу.

Засим я нахожу, что по первому обвинению вина подсудимого очевидна, ваша честь.


22


Слово защиты




Борис tielestr Самарин:

Достопочтенный судья, начиная линию защиты, я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что обвинитель знаком с делом подсудимого не так уж и хорошо. И недостатки, на которые он указывает, совсем не так серьезны.

Рассмотрим, с чего начинается его выступление. Это описания того, как бедствуют игроки, которым не повезло на старте. И их отставание от более удачных игроков со временем якобы только нарастает. Но если ознакомиться c механикой игры, мы увидим, что неудачливым игрокам помогают две вещи.

Во-первых, правила игры предписывают сбрасывать излишки карт самым слабым игрокам. Таким образом, на руках у них скапливаются чужие карты, причем часто совсем не плохие. Да и плохим есть применение.


Во-вторых, в игре всегда можно помогать ближнему и механика часто поощряет это. Например, игрок с расой «эльф» всегда будет рад помочь отстающему игроку, даже не требуя ничего взамен. Да, мой оппонент говорил о возможности помощи, но не уделил ей должного внимания. Не упомянул, как эта возможность позволяет обратить удачу других себе на пользу и без особых усилий преодолеть проблемы на старте.


Далее, обвинитель заявляет, что стадия «подставляй друзей» наступает лишь тогда, когда кто-то достигает девятого уровня. Но постойте, ведь дело здесь обстоит совершенно не так и «подставление друзей» происходит практически с самого начала. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на следующие факты.

Во-первых, существенная часть сокровищ может быть обращена как себе на пользу, так и другому игроку во вред. Во-вторых, ловушки, содержащиеся в колоде дверей, постоянно попадают игрокам на руки. Причем применить их с руки можно только во вред кому-то. Побороть монстра они не помогут.


А главное, при таком изобилии карт для подстав рука игрока ограничена всего пятью картами! Естественно, у игрока не остается выбора, вредить или не вредить, потому что иначе все приходящие карты не получится использовать. Выбор состоит в том, кому вредить и как. И вот здесь во многом проявляется определенная стратегичность «Манчкина». Чтобы с толком применить карты-подлянки, мы должны учесть множество факторов. Является ли цель подлянки вероятным лидером? Сможет ли он отбиться сам? Могут ли ему помочь со стороны? И не может ли он каким-либо образом обратить ситуацию в свою пользу?


Я не буду спорить с тем, что в последний раунд входит несколько претендентов, которые оказываются под жестким давлением. Да, так бывает. И часто лишь случайность и расклад определяют итог игры. Но надо отметить, что игроки вполне могут повлиять на этот расклад, заранее уменьшив число претендентов на победу удачными подлянками. Игрок лидировал в середине игры, но оказался завален в драке с Белыми Братьями и стал последним? Вот так обычно и происходит.


Наконец, мой уважаемый оппонент утверждает, что «Манчкин» популярен благодаря не оригинальным игровым находкам, а просто толковому маркетингу. Что ж, допустим. Но как быть с турнирами? Людей можно уговорить купить игру, но едва ли их можно уговорить собираться и проводить по ней соревнования. Непростое это дело. И если бы игра была примитивна и скучна по сути, скорее всего, подобных мероприятий мы бы не увидели. А они есть.


Подводя итог вышесказанному, хочу сказать следующее. Я не считаю «Манчкин» идеальной настольной игрой. Но уж посредственной она точно не является. Пусть влияние удачи и весьма велико в этой игре, но в ней все же остается место расчету и хитрым трюкам. Да и свое обаяние она сохраняет довольно долго. Свежие анекдоты еще остаются, даже когда вся колода просмотрена.



Протесты обвинения




Дмитрий pastushok Трубицин:

Представитель защиты потратил много времени, доказывая, что в «Манчкине» есть над чем подумать. Оставить их без комментария было бы просто невежливо.

Проблема отстающего игрока. Она не в том, что игрок не в силах побороть приходящих монстров, нет! Хоть и такое бывает, главная беда в другом: в единой колоде для монстров, проклятий, рас и классов. Мало я встречал более раздражающих ситуаций в настольных играх, чем пятый круг подряд не вытащить из колоды монстра. Это фактический пропуск хода. Причем частенько — с дополнительной карой в виде проклятья.


Что до сброса — у игроков нет никаких механических оснований отдавать с руки предмет. Его ведь можно просто выложить на стол — пусть даже и не пользоваться им. А от проклятий или очередной карты класса «Волшебник» отстающему мало пользы.

Прочие тезисы в защиту «Манчкина» как интеллектуальной игры разбиваются о чудовищную власть случайности. О каком вероятном лидере, о какой стратегичности может идти речь, когда механическое взаимодействие и возможности планирования минимальны, когда в центре игры — бесконтрольное открывание карты?


Остается лишь ритуал. Цветистый, но сравнимый по сложности с игрой в подкидного дурака. Достойной гордости образец?

Ваша честь, я мог бы еще долго препираться с почтенным защитником в частностях, но позвольте мне перейти ко второму обвинению, куда более серьезному.


«Манчкин» обвиняется мной в злоупотреблении статусом всенародной игры. Я признаю его сегодняшнюю популярность и прошлые заслуги как светоносного факела для встающей на ноги в России индустрии. Но если когда-то он вел настольные игры вперед, сейчас он лишь тормозит движение.


Само то, что мы отнимаем под этот спор столько места на журнальных страницах у куда более достойных игр, — уже вопиющий показатель проблемы. «Манчкин» — дойная корова SJGames. Сколько расширений, аксессуаров и откровенных безделиц выходит из месяца в месяц, из года в год! И всем им уделяется нездоровое внимание.


Признаю, часть вины за содеянное «Манчкином» лежит на нас, настольщиках. На журналистах, падких до информационных поводов, — в первую очередь. Преступника создает среда. И потому я взываю к слушателям сегодняшнего заседания.

До каких пор пресса и уважаемые интернет-сообществом блогеры будут уделять внимание каждому новому дополнению к посредственной настолке, восхваляя ее историческое значение и фантомные игровые достоинства? До каких пор владельцы игровых клубов будут выделять под «Манчкина» место на полках? До каких пор люди будут разыгрывать двухчасовые партии в отжившее свое старье, когда могли бы открывать для себя новые прекрасные игры?


Кто-то может сказать: «Но ведь у людей есть выбор, они сами решают, во что играть». Защитой верно подмечено: во многих небольших городах действительно даже проводят турниры по «Манчкину»! Конечно. Ведь еще совсем недавно на нем ассортимент легко доступных настолок и заканчивался!


Но ведь сегодня на дворе уже иные времена. По России разошлось множество других простых и прекрасных игр, не говоря уже о более глубоких настолках. Пора бороться с инерцией в головах!


Ваша честь, будьте уверены: если бы «Манчкин» был просто завалящей игрушкой, я не был бы так суров к нему. Но у нас сложилась такая же ситуация, как если бы королева Великобритании вышла на улицу в тряпье. Если ты обременен высоким статусом, нужно уметь им правильно распорядиться. Даже когда верное решение — уйти в тень и дать дорогу молодым.


Я заканчиваю. Верю, что нынешняя моя речь не прибавит «Манчкину» доброй славы. Но я предлагаю более радикальные меры, чем простое поругание. На основании изложенных мной фактов прошу подвергнуть подсудимого не остракизму с сопутствующей ему шумихой, а полному забвению. Довольно было сказано слов. Давайте впредь писать и говорить о чем-нибудь интересном.



Протесты защиты




Борис tielestr Самарин:

Ваша честь, я готов продолжить обсуждение механики игры, поскольку во многом не согласен с представителем обвинения. И только потому, что доступное нам журнальное место ограничено, я перехожу к ответу на более общие вопросы обвинения.

В частности, мой уважаемый оппонент утверждает, что «Манчкин» тормозит игровую индустрию. Однако я считаю, что это не соответствует действительности. Достаточно посмотреть специализированные сайты о настольных играх, чтобы убедиться в этом. Индустрия настольных игр растет и развивается. А «Манчкин» — это лишь одна небольшая ниша на рынке настольных игр, существование которой не мешает другим играм. Трудно представить, чтобы появление очередного дополнения к «Манчкину» повлияло, скажем, на решение о выпуске новой части Race for the Galaxy или Carcassonne.


Далее представитель обвинения говорит о людях, которые играют в «Манчкин», но не хотят играть в другие игры, и о том, что это якобы вина «Манчкина». Что ж, такие люди действительно есть, но, как правило, от настольных игр они довольно далеки. Им нравится именно «Манчкин» — своим веселым нравом и простыми правилами, и, если бы не он, скорее всего, они бы никогда вообще не заинтересовались настольными играми.


Потом обвинение утверждает, что пресса слишком много внимания уделяет посредственной игре с грамотным маркетингом. При всем уважении к моему оппоненту этот аргумент мне трудно признать сколько-нибудь справедливым. Во-первых, потому что «Манчкин» не является «посредственной»; простой — да, но не «посредственной». Да, уважаемый судья, я говорил об этом раньше и продолжают на этом настаивать.


Во-вторых, я не вижу, что «Манчкину» уделяют чрезмерное количество внимания в прессе. В чем выражается эта чрезмерность? В одностраничных рецензиях раз в полгода или год? В редких упоминания о локализации той или иной части этой игры в России? Ах, неужели, в том, что данное обсуждение вообще появилось на страницах журнала?


Но тогда как вообще можно было разобраться, насколько плоха или хороша эта игра, если не писать про нее? Вопрос риторический. Не будем забывать, что «Манчкин» — популярная игра и многие читатели журнала могли с ней сталкиваться и задаться вопросом, стоит ли покупать ее или же нет. Долг журнала — помочь читателям сделать свой выбор, и сделать это можно, только рассказав об игре как можно подробнее. Но никак не умалчивать о ней, будто ее не существует в природе.


Наконец, мой оппонент говорит о главенствующей роли «Манчкина» в мире настольных игр и сопряженной с этим ответственности. Его позиция меня удивляет и вызывает категорическое несогласие.


Во-первых, мой оппонент сильно преувеличивает популярность «Манчкина» и его статус. Если мы зайдем на один из крупнейших сайтов любителей настольных игр www.boardgamegeek.com и попытаемся найти «Манчкина» хотя бы в первой сотне рейтинга игр, мы потерпим неудачу. «Манчкин» — всего лишь одна игра из многих, у нее нет особого статуса и всеобщего обожания любителей настольных игр. Посему обвинять ее в злоупотреблении статусом, право же, странно.


Во-вторых, стоит помнить, что у «Манчкина» сложилось уже определенное общество любителей и прекращать поддержку и расширение игры — значит проявить неуважение к ним. Это можно сравнить с предложением повсеместно запретить популярную музыку, чтобы люди слушали больше музыки классической.


Мне не нравится категоричный и непримиримый приговор обвинения. В первую очередь потому, что обсуждать игры — работа журнала и замалчивать что-либо представляется поступком непростительным. Я не верю, что есть игры, не достойные обсуждения, и, как я уже говорил ранее, журнал должен и впредь уделять «Манчкину» внимание наравне со всеми остальными играми.



Приговор суда




Дмитрий rhunwolf Тэлэри:

Итак, стороны высказались. Согласно установленной процедуре, я приступаю к оглашению приговора. Прошу внимания.

Настольная игра «Манчкин» со всей длинной вереницей своих расширений и дополнений признается невиновной в преступлениях против новых настольных игр. Суд не считает ее злоупотребляющей статусом всенародной игры. Меру наказания в виде забвения суд считает слишком суровой.

Суд не может согласиться с позицией обвинителя в том, что игра довольно примитивна и у искушенного более серьезными играми человека знакомство с игрой может ограничиться разглядыванием карточек. Обвинитель верно подметил, что очень многое в игре отдается на волю случая.

Тезис о том, что игра не дает возможности общаться, отвергается. Большинство настольных игр раскрывает интересные ситуации игры, а не самих участников. Когда личности игроков помещены в центр внимания, такая игра называется салонной. Подробно вы рассматривали их в прошлом номере.

В то же время суд признал существенным тезис защиты о том, что, если бы не «Манчкин», часть людей вообще обошла бы вниманием настольные игры, испугавшись дороговизны или сложности. Кроме того, защитой верно подмечено, что, несмотря на популярность игры и даже проведение по ней турниров, про нее пишут довольно редко.

Так что суд, сохраняя беспристрастность и руководствуясь соображениями об общем благе, готов огласить приговор.

Вердикт суда




Игра получает низкий рейтинг за техническое исполнение: примитивность игрового процесса и падающую со временем увлекательность. Но та же игра получает знак уважения к ее вкладу в популяризацию настольных игр.

Игра морально устарела, но продолжает быть простым и веселым способом войти в мир настольных игр. Те, кто захочет большего, спокойно продолжат путь. Те, кому достаточно простых и веселых игр, могут радоваться многочисленным дополнениям.


Поэтому суд, выслушав доводы сторон, постановляет: признать игру «Манчкин» достойной вехой в истории игр. В качестве наказания все, владеющие игрой, должны сыграть в нее не более десяти раз, а затем подарить друзьям, еще не знающим о прекрасном мире настольных игр.




Увлекательность: 1 из 3

+ в хорошей компании игра пойдет на ура

- однообразный игровой процесс быстро наскучивает


Взаимодействие: 2 из 3

+ многие карты можно и нужно применять против соседей

- сотрудничество выражено только поддержкой в боях


Проработка: 1 из 3

+ простые и ясные правила предполагают минимум разночтений

- некоторые правила выходят за рамки игрового процесса (увеличь себе уровень, если никто не заметит)


Атмосфера: 1 из 3

+ смешные карточки персонажей, действий и предметов

- никакой вводной, мира игры, интриги всего действа


Увлекательность:

+ приятно оформленные карты, неплохой картон

- в русской локализации встречаются опечатки.