Мобильное фото или мобилография

четверг, 31 января 2013 г.

vic


Не метро. Метки моей жизни .

"...Рыжий петь не умел, но очень любил..." Вот так и я. Дали обезьяне гранату фотоаппарат. Есть у меня слабость, запечатлевать мир через пластик смартфона.

Вот вы когда нибудь задумывались, что же такое мобилография? Искусство или так, развлечение?


Мобилография (от лат. mobilis — «подвижный», и греч. γραφη — «писать») — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное. © Википедия


В общем, в поисках материала для данного поста, нашел очень интересную статью. С разрешения автора (Атон Вершовский, доктор физико-математических наук, член Союза ФотоХудожников России) поделюсь ею


ПИКТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛОГРАФИЯ


Я уже не раз в своих текстах признавался в том, что пленочные фотографии мне нравятся гораздо больше цифровых: что ни говорите, а фактура, характер, рисунок пленки индивидуальны и уже поэтому красивы.


Бесхарактерная пластмассовая гладкость цифровых фотографий тоже имеет своих почитателей - это в основном те, для кого техническое качество фотографии определяется в первую очередь ее яркостью и детализацией в духе обложек дорогих журналов.


Однако если мы зайдем на любую художественную фотовыставку или в галерею, то обнаружим, что типичных цифро-фотографий на ней на удивление мало, а большинство экспонатов щеголяет вполне различимым зерном и пленочным контрастом. Что же, получается - чуть ли не все фотохудожники снимают на пленку?


Нет, конечно, не все. Многие - да, но отнюдь не большинство. И соответственно, изрядная часть экспонатов этих выставок и галерей - цифра, обработанная и стилизованная под пленку. Кстати, не без ехидства замечу, что еще ни разу не встречал пленку, стилизованную «под цифру», что само по себе является самым основательным аргументом в вечном споре на тему «что красивее».


Итак, казалось бы, проблем нет: снимаем на цифру, стилизуем под пленку, получаем оптимальный результат минимальными средствами... Так-то оно так, но из вредности можно предъявить, как минимум, пару возражений.


Во-первых, результат неотличим лишь на первый взгляд. При печати на большом формате обязательно вылезет, что цифра - это цифра.


Во-вторых, стилизованная, то есть измененная фотография уже не является фотографией в полном смысле этого слова. Не будем забывать, что фотограф, в общем-то, не творец, а скорее - акушер, ассистент. Он проводит все приготовления, раскладывает инструменты, открывает затвор... и в этот момент рождается фотография. Сама рождается, ну или дуновением откуда-то свыше. И с этой секунды она становится вещью в себе; любая попытка приукрасить ее, а тем более изменить ее природу способна только отдалить ее от ее собственной сути, заглушить в ней магию мгновенного кадра.


Если вам сейчас эта мысль кажется нелепой - вернитесь к ней лет через пять. А пока что я бы хотел перейти к самому презираемому виду съемки - мобилографии, или съемке мобильными телефонами. Профессиональные фотографы, как правило, вообще не считают ее фотографией, а между тем - у нее, по крайней мере потенциально, есть масса достоинств.


Во-первых, она - в отличие от съемки «черными фотоаппаратами с белыми объективами» - демократична и доступна всем. Во-вторых, она полностью освобождает фотографа от необходимости следить за параметрами съемки, тем самым позволяя ему сконцентрироваться на главном, то есть - на построении кадра.


Понятно, что за эти достоинства должна быть расплата, и ясно, какая: потеря технического качества фотографии. Но есть еще и «в третьих», а именно - современные мобильные телефоны умеют вполне удачно стилизовать фотографии под различные характерные типы пленки, маскируя при этом их технические дефекты, и не требуя для этого какого-либо вмешательства фотографа после съемки.


Делается это так: на мобильный телефон или коммуникатор устанавливается программа для управления камерой и пост-обработки фотографий; самые известные примеры таких программ - это Vignette для Android и Hipstamatic/Instamatic для iOS. В программе выбираются настройки - формат кадра, тип пленки, вид рамки, особенности оптики.


И потом, после того, как кадр сделан, эти настройки уже не меняются. Что выросло, то выросло. Какой смысл в этих ограничениях? Да никакого. Разве что удовлетворение от сознания того, что красивый кадр родился с твоей помощью, но без твоего вмешательства. А еще - максимальное приближение к ситуации, когда ты выходишь из дома с одним фотоаппаратом, заряженным одной пленкой, и настраиваешься на него, заранее видя кадры такими, какими они будут потом, после проявки и печати.


«Хипстаматиками» сейчас в мире развлекаются десятки, если не сотни тысяч человек. Значит ли это, что люди начинают тосковать по очарованию пленочных фотографий и полароидных квадратиков? Не знаю, может быть, для большинства это просто развлечение, такое же, как пластмассовые пленочные ломо-камеры; но в любом случае и то, и другое - вызов всепожирающей мегапиксельности.


И честное слово, мне очень нравятся фотографии, которые получаются таким способом. Они легки и красивы, они ничуть не похожи на цифру, они несут на себе отпечаток игры, а не мучительной погони за результатом; они освобождают фотографа от вечной боязни технических ошибок - всех этих провалов в тень, пересветов, промашек фокуса. Они позволяют чуть ли не бесконечно экспериментировать с разными эффектами, снимать в любимом формате (обожаю квадрат!) и находить сюжеты где угодно, - хоть у себя в суповой тарелке.


На самом деле «большая» серьезная фотография однажды проходила очень похожую стадию - с пятидесятых годов XIX века по десятые годы XX века в ней безраздельно господствовал пикториализм, то есть картинный стиль, подразумевавший обязательные украшательства - и при съемке, и после нее. Простая документальная, снятая без световых ореолов, не тонированная вручную, и не украшенная вычурной рамкой фотография тогда никак не могла претендовать на принадлежность к Искусству с большой буквы.


Через сто лет после угасания классического пикториализма программы-хипстаматики позволили начать эпоху пикториализма в мобильной фотографии. И я возьму на себя смелость предложить название для этого молодого, но уже распространенного течения: пикториальная мобилография. Ее отличительные черты:


• съемка мобильным телефоном или коммуникатором;

• непременное софтверное украшательство фотоснимков, сглаживающее цифровую природу их фактуры;

• полное отсутствие пост-обработки; все манипуляции с настройками софта - только до съемки, и ничего - после.


Эти условия не так уж и произвольны - они позволяют придать кадру некоторую пленочную пикториалистскую «красивость», но при этом - донести до зрителя этот кадр в том виде, в котором он сложился где-то там в электронных недрах устройства - не на пленке, конечно, но все-таки некоторой аутентичностью такие снимки будут обладать.


Кто-то обязательно скажет, что такие снимки - это не более, чем подделка под полароид (хольгу, диану). Не согласен. Подделка - это нечто такое, что выдает себя за что-то другое. А пиктомобилография ни за что себя не выдает. Она просто использует пленочные эффекты, оставаясь при этом мобилографией. Кстати, вспомните то, что выше написано про выставки. Если здесь - подделка, то как тогда назвать то, что висит там?


Мне только кажется, что важно относиться к мобилографии, как к веселой игре без особых претензий на то, чтобы быть Фотографией, Искусством, и так далее; игре в свободное, ничем не ограниченное самовыражение. Излишняя серьезность вряд ли пойдет мобилографии на пользу, а пафос может лишить ее той легкости, которая является главным ее достоинством.












© Антон Вершовский, 16.07.2011 antver.net


Вот для меня мобилография это "метки жизни". Маленькие гео-метки памяти. Вот самое обычное фото.



Никакой художественной ценности. Шумно, нерезко, что-то там завалено, да и с цветом полное г. Но... Я вижу это совсем по другому. Мороз. "Сладкий" хруст снега под ногами. В теплом, натопленном доме сидят самые близкие мне люди и беседуют. Свет на террасе включили специально, что бы возвращаясь, я не споткнулся в темноте. Сейчас пишу и ощущаю именно тот день, когда было снято. Пройдут годы, но эта "метка" не даст мне забыть этот день с простым маленьким счастьем.


А вы знаете Как фотографии делают нас счастливее?




Сделать фото с каждым днём становится всё проще. Теперь, когда у многих есть смартфоны, — это вообще дело нескольких секунд. Не пренебрегайте этой возможностью, ведь фотографии могут сделать вас счастливее! Вот 7 причин, по которым это происходит:


1. Фотографии напоминают нам о дорогих и близких людях, местах и занятиях, которые мы любим


Многие носят фотографии с собой в бумажнике, ставят на рабочий стол в офисе, а в счастливых и крепких семьях часто можно увидеть фотографии на стенах.


2. Фото напоминают нам о счастливых моментах из прошлого


Лучший способ поднять настроение — вспомнить что-нибудь приятное. Фотографии — это прекрасный способ освежить воспоминания, ведь мы стараемся запечатлеть на снимках именно счастливые моменты нашей жизни.


3. Фотографии сохраняют множество воспоминаний, но не занимают много места


Вы сможете даже легко сохранить все рисунки вашего ребенка. Просто выкинуть эти шедевры не поднимается рука, а чтобы хранить это всё, понадобится немало свободного пространства. А если сфотографировать все картинки и вклеить в альбом? Получится книга, которую можно полистать и окунуться в воспоминания. Уверены, что вашему ребенку, когда он подрастёт, тоже приятно будет посмотреть на своё раннее творчество.


4. Одно фото может заменить какую-то вещь


У знакомой автора, написавшего эту статью, умер отец. В память о нём она хотела сохранить его рабочий стол, но у неё совершенно не было места, чтобы поставить его. Тогда она сделала фото, и может теперь смотреть на него, когда угодно. Что интересно, фотографии порой выглядят куда лучше, чем собственно вещь, которая на них запечатлена.


5. Фотографии помогают вам коллекционировать идеи


Фотография — отличный способ сохранить идею. И вы можете собирать и свои идеи, и идеи других пользователей, чтобы потом воспользоваться ими.

Или же это могут быть те вещи, на которые вам приятно смотреть. Не покупая их, вы можете регулярно любоваться ими, тем самым улучшая своё настроение.


6. Съемка фотографии способствует развитию творческого мышления


Если делать хотя бы одно фото каждый день (только обязательно интересное или красивое), то вы разовьете в себе наблюдательность и творческий подход к окружающему миру.


7. Фотодневник станет для вас интересным чтением в будущем


Попробуйте завести фотодневник и каждый день пополнять его несколькими фотографиями ярких моментов. Делайте это каждый день, и через несколько лет вы с самыми теплыми чувствами сможете пролистать его и вспомнить то важное, что произошло с вами за это время.


(via) Автор перевода Мария Шерстнева Lifehacker.ru


p.s. Чуть подредактировал перевод (рекламу сайтов и прочего убрал)



В общем снимайте - и будет вам счастье