Республика старателей.

пятница, 18 января 2013 г.
Закон - тайга, медведь - прокурор. Всем известная поговорка отражает представление горожанина о жизни там, где нет властей и полиции. В целом, она справедлива для всего малонаселенного русского Севера, так как власть и полиция только в городах и больших поселках. В малых поселениях, в артелях и оленеводческих бригадах людям самым приходится выстраивать отношения между собой, без оглядки на государство. В каждой общине свои неписанные правила, свои обычаи, свои авторитеты. Далекие от совершенства, но свои. Всегда занимал вопрос самоорганизации людей в таких сообществах. Самый замечательный случай из этого ряда - Желтугинская республика.

В 80-х годах XIX века на реке Желтуге в бассейне Амура на правой, то есть китайской его стороне, открыли богатые россыпи золота. Естественно, туда стали стекаться искатели приключений со всего света. Естественно, на приисках начались бесчинства, убийства и грабежи - где золото, там и смерть. А дальше произошло любопытное. Разномастный и разноплеменный сброд, не связанный друг с другом ничем, кроме алчности и желания разбогатеть, сумел создать дееспособное самоуправление. Выборные органы власти, выборный президент на постоянном жалованьи, 10 старост из которых 8 русских и два китайца, свое законодательство и суд. В пору расцвета «амурская калифорния» насчитывала не менее 10 тыс. жителей.


Желтугинская республика просуществовала недолго - с 1884 до 1886 года. Цинское правительство не собиралось терпеть старательскую вольницу на своих землях, и китайские войска разогнали поселение. Русских отпустили в Россию, китайцев - казнили.


Хорошая и подробная статья о Желтуге здесь.


Там еще автор конце приводит словарик старательского жаргона XIX века. Многие слова в ходу до сих пор на Колыме: хищники, фарт, знаки, кукуль, шурф. Полагал, что это только наше, колымское и появилось в 30-50-е годы XX века. Оказывается, их история очень давняя. Еще там есть выражение «погнать беса». Я думал, так говорят только в Донецке. По крайней мере, больше нигде не слышал.