27 июля китайская Xiaomi представила свой первый ноутбук Mi Notebook Air, в котором всё — от названия до стилистики — напоминает аналогичный продукт от Apple. Новинка была горячо принята русскоязычной аудиторией. Главный редактор TJ объясняет, в чём может скрываться подвох такого предложения и подробно рассказывает о своём опыте работы с последним поколением макбуков.
Красная тряпка
Mi Notebook Air — ноутбук, созданный не для россиян. По крайней мере, не в первую очередь. Продолжающееся годами негласное соревнование Apple и Xiaomi «Вы выпускаете айфон, а мы — его дешёвую копию» начало давать сбой, когда Apple набралась сил для выхода на китайский рынок. Золотые и розово-золотые айфоны (а с недавних пор и макбуки) предназначались как раз для китайского потребителя с их бешеной любовью ко всему, что отдаёт роскошью.
Mi Notebook Air — ответ Xiaomi на агрессивную экспансию Apple в КНР, демпинг, палка в колесо: называйте как угодно. Xiaomi до сих пор неуверенно чувствует себя на мировом рынке и концентрируется на Китае, где их продукция по качеству вообще не имела конкурентов. С недавних пор имеет.
Если говорить про Россию, то главная причина для покупки такого ноутбука (как и другой техники Xiaomi) — это цена. Однако якобы «выгодное» предложение на самом деле не такое выгодное, как хочется верить: об этом ниже.
Это ноутбук на Windows, а не на macOS. Он только выглядит так, как будто это MacBook, и вирусная кампания «Xiaomi всё скопировали у Apple» даёт китайцам плюс: создаётся ощущение, что и в софте они тоже чего-то импортозаместили. На самом деле это самый обычный ноутбук на Windows, даже не под собственной ОС, и больше мы о нём ничего не знаем: мы пока не можем его потрогать, не можем изучить качество сборки и материалов, не знаем, насколько он надёжный.
В конце концов, это китайский ноутбук. Xiaomi делает качественные продукты, но это китайские продукты. Ожидайте соответствующий уровень поддержки и локализации.
Я увидел реакцию читателей на копию от Xiaomi и почувствовал потребность высказаться, потому вижу, как люди продолжают надеяться непонятно на что. Такое ощущение, что доминирование Apple в сфере дизайна мобильных продуктов и отсутствие достойной альтернативы со стороны других производителей ноутбуков накалили ситуацию до такой степени, когда достаточно помахать у носа дешёвой «копией макбука» — и те, кто ещё вчера не хотел переплачивать за бренд, начнут бездумно разбрасываться деньгами, пусть и меньшими.
Если вы, как и многие другие читатели, сразу задались мыслью «Какой отличный ноутбук, надо обязательно купить», подумайте ещё раз. Вас просто поманили красной тряпкой.
Не буду говорить о тех, кому действительно интересно копаться в настройках Linux (и кто умеет это делать), или о тех, кто сидит на Windows из-за необходимости пользоваться профессиональным софтом. Не говорю и о тех, у кого просто нет средств на дорогой ноутбук.
Нерационально в 2016 году делать выбор только на основе мегагерцев и рублей, а понятие бренда приравнивать к наценке ни за что. Бренд — это как и есть всё то, что делает продукт лучше, но не описывается в численных показателях. Это удобство использования и долговечность (а как убедишься в долговечности только что вышедшего продукта?), это масса влюблённых в компанию фанатов, готовых подсказать и помочь решить проблемы, это поддержка, это уровень удовлетворённости покупаемыми продуктами.
Я ни в коем случае не говорю, что рационально покупать только макбуки (хотя ряд комментаторов, уверен, пропустят эту оговорку, так как она помешает их аргументам). Вообще нет. Иногда рационально не покупать ноутбук, а обойтись смартфоном и рабочим настольным компьютером. Иногда для мобильности хватит менее дорогого планшета: его и разбить или потерять будет менее жаль, и задачи он свои решит. Я лишь указываю, что мыслить категорией «Ура, вышел дешёвый макбук» нерационально, неправильно и просто глупо — точно так же, как объяснять решение о покупке ноутбука словами «Ну, у всех же макбуки, чем я хуже».
Впечатления от новейшего MacBook
В конце весны мне дали потестировать новый 12-дюймовый MacBook: в розовом цвете, эксклюзивность, статус, все дела. После месяца его использования я так и не придумал, о чём можно рассказать и чем удивить читателя: сам я за семь лет так привык к технике Apple, что многие вещи, без которых я уже не представляю нормальный ноутбук, стали обыденными.
Ровно в тот же момент зазвенел тревожный звоночек: в США в первом квартале 2016 года отгрузки (не продажи, а поставки в магазины) более дешёвых Chromebook от Google обошли аналогичный показатель у компьютеров Mac (сюда входят и настольные iMac, и ноутбуки). Возможно, это было связано только лишь с большими заказами со стороны американских школ, так как за пределами США хромбуки непопулярны, а Apple долгое время были единственной компанией, демонстрировавшей положительную динамику на постоянно сползавшем рынке настольных компьютеров и ноутбуков.
С другой стороны, у хромбуков есть иная предпосылка к растущей популярности: Google собирается заставить работать на них все Android-приложения в той или иной степени совместимости. Учитывая, что у некоторых моделей Chromebook уже долгое время вместо экранов — один гигантский тачскрин, это открывает новые возможности для взаимодействия с контентом. Похожий опыт испытываешь от работы за iPad Pro (подробнее об этом в другой раз).
На этом фоне новые MacBook не кажутся инновационными. У них нет тачскрина, меньше портов, чем у стандартного ноутбука, а тачпад с функцией Force Touch, дающей третий уровень нажатия помимо прикосновения и клика, так и не доказал свою полезность.
Годом ранее я кратко изучил золотой MacBook с USB-C, и когда довелось протестировать последнее поколение, я не увидел существенных отличий. Ну, «железо» стало чуть побыстрее: внешне и по ощущениям это был тот же самый ноутбук.
Спустя несколько недель работы до меня дошло осознание, что сегодня ноутбук с одним портом USB-C — это и необходимое, и достаточное.
Читатели TJ уже обвиняли меня в том, что о границах необходимого и достаточного я сужу как журналист, рабочие процессы которого неприхотливы к ресурсам. Не без этого, конечно. Но прогресс в плане необходимых для существования портов и кабелей действительно происходит.
Тому есть свидетельства: когда Apple запустила золотой макбук с единственным (кроме наушников) портом USB-C, все восприняли это как смелый шаг. Спустя год такой продукт выглядит как нечто естественное, особенно учитывая приобщение к стандарту USB-C других производителей: LG и Huawei, выпускающих Nexus 5X и 6P, LeEco, а теперь и Xiaomi.
Необходим USB-C потому, что совсем без проводов энергоёмкое устройство пока существовать не может: беспроводные зарядки слишком далеки от эффективного применения в этой сфере. Кроме того, подсоединять к ноутбуку что-то всё равно придётся: например, айфон или айпад, чтобы сделать физическую резервную копию, внешний монитор или проектор для презентации, флешки.
Естественно, для этого потребуется переходник, и необходимость доплатить что-то свыше стоимости ноутбука бесит: «тройник» на USB, HDMI и снова USB-C стоит 99 долларов, а переходник на USB — всего 19 долларов. Но первый потребуется лишь в редких случаях, а второй не так уж и дорог.
Правда жизни в том, что одним портом действительно удаётся обходиться — поэтому и «достаточное». Например, при переезде в Таиланд (уже после того, как я отдал MacBook обратно) я забыл HDMI-переходник в Москве, но это не стало проблемой: все видео на большой экран телевизора я всё равно транслирую с MacBook Air через AirPlay на Apple TV. Здесь же мне впервые потребовалось подключить что-то к компьютеру через USB: делал физическую копию айфона при обновлении на публичную бету iOS 10, хотя и это мне показалось лишней мерой предосторожности: копия содержимого айфона каждый день обновляется в «облаке».
MacBook — настоящее детище эпохи всего беспроводного. Лишь недавно Apple довела до ума AirDrop (раньше он работал крайне нестабильно), сервиса передачи файлов по воздуху между всеми своими устройствами, и флешки стали рудиментарными. Мне не нужно подключать айфон к компьютеру, чтобы скачать с него фотографию, или дожидаться, пока она появится в облаке — я кидаю её через AirDrop. То же самое я делаю с открытыми на смартфоне веб-сайтами, работать с которыми я хочу продолжить на компьютере.
Последние версии macOS как раз заточены на бесшовный переход от работы на настольном компьютере к смартфону или планшету и обратно. Для этого даже необязательно использовать встроенные приложения вроде браузера Safari (я пытался приучить себя к нему, но так и не смог перейти с Google Chrome): системные функции поддерживаются многими программами. Однако чего Apple до сих пор не сделала, так это возможности запускать iOS-программы на macOS (особенно это касается игр) — Google здесь уже находится впереди.
Дисплей Retina, как и на более ранних поколениях компьютеров Apple, вне всяких похвал. Но если раньше я опасался, что из-за отсутствия поддержки высокого разрешения на популярных сайтах я буду постоянно видеть «пикселящие» логотипы и крохотные картинки, то сейчас ситуация почти везде улучшилась. Особенно радуют идеально ровные буквы при чтении текстов — глазам просто приятно.
Я никогда не оцениваю технику с точки зрения производительности (просто потому что не умею), но по MacBook видно, что это не самая мощная машина. Apple позиционирует её как массовое устройство, но не начального уровня — для этого есть MacBook Air. Заметил, что процессор сильно греет корпус даже при небольших нагрузках: например, во время игры в Warcraft 3 (вспоминал молодость после выхода фильма). Активного охлаждения в MacBook нет, а вывод тепла происходит через нижнюю крышку — и, надо сказать, работает довольно эффективно.
В плане эстетики меня MacBook расстраивает только банальным отсутствием светящегося логотипа, и не потому, что оно нравилось горящее в темноте «яблоко». Долгое время это было эффективным маркетинговым ходом для Apple, удачным способом выделиться, а теперь всё привели к общему знаменателю — какие крышки у айфонов и айпадов, такие и у макбуков.
Кстати, о крышках. Цвет «розовое золото» на мой взгляд смотрится более эстетично на смартфонах, а вот красновато-медный ноутбук выглядит странно. В этом смысле золотой корпус unibody выглядел более интересно. Зато толщина корпуса у MacBook такая, что спереди он практически сливается со столом: первое время это вызывало дискомфорт у рук, привыкших лежать на небольшой подставке.
Ещё одна маленькая деталь: клавиатура. Её клавиши плоские, близко расположены друг к другу и находятся почти вровень с поверхностью корпуса. В других компьютерах Apple с экраном от 13 дюймов и выше клавиши немного выгнуты и более рассредоточены, а длина хода у них больше. На клавиатуре MacBook не постучишь, как машинистка: кнопки утапливаются мягче, плавнее, но к ним надо привыкнуть.
Общее впечатление о MacBook у меня схоже с iPhone SE: я бы посоветовал его для нетребовательных к мощности пользователей, но он вполне подойдёт в качестве основной машины. Правда, розовый — это всё же только для девочек. Или для китайцев.
Пару слов о «железе»
В комментариях на TJ под новостью о Mi Notebook Air многие принялись обсуждать его подробные технические характеристики. Если уж действительно вдаваться в эту крайность (хотя «железо» тут совсем не главное), MacBook весит чуть меньше (0,92 кг против 1,07 кг), он такой же тонкий (13,1 мм против 12,9 мм), но памяти у него больше (8 ГБ против 4 ГБ), места для хранения — тоже (256 ГБ флэш-памяти против 128 ГБ SSD), и по заявлениям создателей время работы от одного заряда аккумулятора у них примерно одинаковое (10-11 часов работы против 11,5 часов).
Кстати, про толщину: если посмотреть на снимки издания Engadget с демонстрационных стендов, видно, что у Mi Notebook Air толщина одинакова почти по всей длине корпуса. У MacBook (и MacBook Air) корпус постепенно утоньшается почти до миллиметра.
У обоих дисплеев очень узкая рамка, что позволяет больше концентрироваться на экране, но из-за этого он чаще марается от грязных рук. Разрешение у Mi Notebook Air меньше — FullHD (1920 на 1080 точек) против Retina (2304 на 1440).
Если сравнивать 13-дюймовую версию Mi Notebook Air с аналогичным MacBook Air, то у последнего заметно ниже разрешение экрана (1440 на 900 точек), зато выше время работы (12 часов против 9,5 часов). В остальном всё примерно одинаково.
Сложность в сравнении линеек ноутбуков Apple и Xiaomi ещё и в том, что у Mi Notebook Air есть полный спектр внешних портов: два USB, HDMI, аудио и даже USB-C. У MacBook есть только аудио и USB-C, у MacBook Air есть Thunderbolt для видео, кардридер для miniSD, два USB и аудио, но нет USB-C, а заряжается он через порт MagSafe.
Цены
В России до сих пор при покупке такого рода серьёзной техники определяющим фактором является цена, и многие идут на ухищрения, чтобы сэкономить при покупке. Но 3499 юаней (около 34,5 тысяч рублей) за 12-дюймовый Mi Notebook Air и 4999 юаней (около 49,5 тысяч рублей) за 13-дюймовый — это китайская цена, доступная только при покупке в Китае.
При доставке в Россию техника может в первое время оказаться заметно более дорогой.
По опыту перекупщиков техники Xiaomi, в Россию она обычно приходит с наценкой в на 50-100%. После падения ажиотажного спроса наценка падает до 10-25%.
12-дюймовый MacBook невыгодно покупать в России — его минимальная версия стоит 106 990 рублей, при том что в США его цена — 1299 долларов (около 84 тысяч рублей). В некоторых штатах можно получить возврат НДС, дополнительно сэкономив.
13-дюймовый MacBook Air ближе к Mi Notebook Air и по характеристикам, и по цене: в России он стоит 77 990 рублей (в США всего 999 долларов), но линейка MacBook Air давно не обновлялась — возможно, это произойдёт уже в 2016 году.