5 мая в российский прокат выходит блокбастер «Капитан Америка: Противостояние», рассказывающий о расколе Мстителей на два противоборствующих лагеря. Шеф-редактор TJ посмотрел картину и остался доволен: в конфликте между Железным человеком и Капитаном Америка победителя не нашлось, а вот в конфронтации комикс-вселенных Marvel и DC — вполне.
Прошёл всего месяц с того момента, как западная пресса вместе с выходом «Бэтмена против Супермена» торжественно похоронила фильмы по комиксам. Теперь она вынуждена в спешке раскапывать ещё свежую могилу.
Слухи о кончине жанра были сильно преувеличены.
Говоря о «Противостоянии», уйти от сравнений с «Бэтменом против Супермена» практически невозможно. И не только потому, что DC и Marvel сейчас очень похожи на Samsung и Apple трёхлетней давности, а потому что по своему каркасу эти картины словно братья-близнецы.
«Два супергероя вступают в конфронтацию, разойдясь в понимании того, как необходимо регулировать их деятельность. Они не замечают того, как в огонь их конфликта подливает масло общий злодей». Этот синопсис годится как для «Противостояния», так и для последнего фильма DC.
Но чем более похожими эти картины кажутся на бумаге, тем удивительнее то, насколько они разнятся в качестве. Тем, кому «Бэтмен против Супермена» не понравился, новый фильм Marvel покажется настоящей отдушиной. Всё, что не работало там, безупречно функционирует здесь.
«Противостояние» — это завершение трилогии о Капитане Америка и одновременно прямое продолжение «Эры Альтрона». В последние восемь лет студия Кевина Файги последовательно знакомила зрителей не только со своими героями, но и с различными приёмами графических новелл — нетипичными для большого кино.
«Мстители» показали миру, как можно сплести несколько франшиз в одну, а «Противостояние» — следующая на очереди концепция. С этого момента кинозрителям придётся привыкнуть к мысли, что в очередном супергеройском фильме злодеем вполне может стать их любимый герой.
Дебюты в жанре «versus» у DC и Marvel состоялись с разницей в месяц, однако картина первых по сути строилась на воздухе и обещаниях (за плечами — лишь одинокий «Человек из стали») в то время как у вторых для каждого героя к текущему моменту отсняты уже часы хронометража (например, Железный человек появлялся уже в шести фильмах).
И всё же у Руссо (они же поставили обласканного критикой второго «Капитана») была масса возможностей провалить задумку даже с таким надёжным фундаментом. Уж слишком много в этот раз задействовано винтиков, слишком во многом можно было ошибиться.
К счастью, трагедии не произошло: у братьев-режиссёров получился если не супергеройский «Крёстный отец», как описывал фильм Роберт Дауни младший, то как минимум супергеройская «Схватка» (1995).
«Противостояние» — обстоятельная многоуровневая драма в лучших голливудских традициях, в которой — так уж вышло — почти каждый из героев способен получить в лицо легковым автомобилем и не моргнуть.
В своём новом фильме студия впервые ставит зрителя в непростое положение. Вместо того, чтобы показать традиционную победу над схематичным злодеем, Marvel вынуждает своих поклонников пережить семейную ссору, почувствовать себя ребёнком, который наблюдает за тем, как его мать и отец кричат друг на друга.
Выбрать одну из сторон в «Противостоянии» почти невозможно, так как сценаристы обеспечили Железного человека и Капитана Америка доводами, уравновешивающими друг друга.
Никакой абсолютной истины в фильме нет. Её поисками зрителю придётся заниматься и после выхода из зала.
Более того, поведение главных героев напрямую вытекает из их развития в предыдущих фильмах: Стив Роджерс научился идти против системы, слушаясь своих инстинктов, в «Другой войне», а Тони Старк стал одержим контролем после двух частей «Мстителей».
Marvel часто обвиняют в несмелости (в фильмах вселенной почти не случается необратимых событий), однако «Противостояние» ставит крест и на этом стереотипе. Конфликт между Капитаном и Железным человеком хоть и семейный (супергерои всё же не пытаются забить друг друга до смерти), но совсем не игрушечный и будет иметь далеко идущие последствия.
Если говорить о технической части «Противостояния», то фильм, что совсем не удивительно, больше всего похож на «Другую войну» всё тех же Руссо. Братья почти полностью полагаются на натурные съёмки и декорации, и в этот раз у них получился, пожалуй, самый реалистичный блокбастер из выходивших под брендом Marvel.
В первой половине «Противостояние» выглядит полудокументально и в чём-то напоминает очередной фильм о Джейсоне Борне. Однако в середине на смену трясущейся камере и быстрому монтажу приходит более плавная операторская работа — чтобы всё можно было рассмотреть.
В этот момент Руссо преподносят свою главную гордость — битву «стенка на стенку» и по совместительству самое зрелищное и изобретательное столкновение среди всех подобных экшен-сцен. К счастью, в трейлерах оно не представлено совсем, и фанатов вселенной в зале ждёт немало сюрпризов, включая долгожданный выход в свет уже третьей по счёту версии Человека-паука.
В дополнение к выдающемуся экшену «Противостояние» ещё и лишено самой главной проблемы фильмов Marvel — бестолкового злодея. В этом фильме никакого злодея в привычном понимании нет, он, скорее, некая стихийная сила, и это нисколько не портит общее впечатление. Наоборот, это позволило братьям Руссо сделать по-настоящему мощную, волнительную концовку, в которой каждое слово и каждый удар имеют значение.
Безусловно, в чудеса верить не стоит — для тех, кто терпеть не может фильмы по комиксам или конкретно фильмы Marvel, «Противостояние» не станет откровением, однако картина является лучшим, что на сегодняшний день способен предложить этот жанр.
За два с половиной часа братьям Руссо удаётся изящно познакомить аудиторию с двумя новыми героями (Чёрная Пантера и Человек-паук), показать профессиональные деформации Железного Человека и Капитана Америка, развить идеи нескольких предыдущих фильмов и дать каждому из более чем дюжины персонажей свой звёздный чаc.
Совсем недавно ровно под таким же грузом с грохотом завалились на бок второй «Новый Человек-паук» и «Бэтмен против Супермена», но Marvel, как и сам Капитан Америка — держит кулаки поднятыми и просит наподдать ей ещё.