24 марта в российский прокат вышел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — первый по-настоящему грандиозный блокбастер 2016 года.
Шеф-редактор TJ посмотрел картину, в которой на большом экране впервые столкнулись два главных американских супергероя, и пришёл к неутешительному выводу: DC Comics слишком торопится догнать конкурентов и делает это себе во вред.
В последние несколько лет маркетинговые крючки голливудских студий стали настолько эффективными, что на некоторые фильмы люди ходят уже невзирая на разгромную прессу и возмущённые отзывы друзей.
С выходом «Трансформеров 4» и «Мира Юрского периода» эти самые крючки вышли на новый уровень. Мы потратили часы своего времени и солидные деньги на некомпетентные в базовых аспектах фильмы и даже не особо жаловались по этому поводу.
В мире блокбастеров понятия плохого и хорошего окончательно размылись, и «Бэтмен против Супермена», который западные критики уже нарекли «могильной плитой для жанра кинокомикса», — это своеобразный апогей перехода от одной системы ценностей к другой.
На этих выходных миллионы людей подвергнут себя трёхчасовой кинематографической пытке только для того, чтобы понимать шутки про Бэтмена и Супермена в своей новостной ленте. И в этом есть нечто по-настоящему страшное.
Как и «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена» на бумаге выглядит значительно лучше, чем в реальности.
В первом фильме Зака Снайдера о криптонце на суд зрителей вынесли достаточно свежую концепцию Супермена. Он не бог, не идеал и не икона, а пришелец с собственными мотивами.
Однако самый лучший момент — сцену, где Супермен рассматривает возможность примкнуть к своему народу и обратиться против человечества — в фильме сократили до нескольких секунд, собственноручно сделав блестящую концепцию беззубой.
«Бэтмен против Супермена» ставит себе палки в колёса точно таким же образом. Сценаристы придумали изящное развитие конфликта — видавший виды рыцарь Готэма решает приструнить начинающего супергероя, чьи методы приносят едва ли не столько же вреда, сколько пользы.
Однако на протяжении двух с половиной часов экранного времени «Бэтмена против Супермена» эта интересная идея чахнет до такой степени, что перед самым финалом авторам приходится придумать ещё несколько дополнительных мотивов для того, чтобы столкнуть двух героев лицом к лицу.
Но эти халтурные припарки для сценария не спасают ситуацию: когда Бэтмен и Супермен наконец-то начинают со всей возможной брутальностью избивать друг друга, зрителю так и не дают для этого по-настоящему веской причины. Сам этот бой только дискредитирует Бэтмена — величайшего в мире детектива, который не заметил, что им нагло манипулируют.
А разрешение исторического конфликта и вовсе оказывается роялем в кустах — неуклюжей, надуманной случайностью.
«Бэтмен против Супермена» — фильм поразительных контрастов. После нескольких сцен, в которых зрителя держат за идиота, авторы картины пытаются на ровном месте породить какую-нибудь глубокую философскую мысль об отношениях Бога и человека. И всё для того, чтобы спустя пять минут вновь глупо проколоться на мелочи.
«Кларк, ты можешь спасти человечество, а можешь не спасать», — говорит Супермену приёмная мать. Все остальные герои тут тоже выражаются цитатами из пабликов во «ВКонтакте».
Ничем не компенсированная бесстыдная глупость отравляет этот фильм с первых секунд и до самого финала. Взять, например, открывающий эпизод, в котором сотрудники Брюса Уэйна наблюдают за творящимся за окном апокалипсисом, но не уходят со своих рабочих мест, пока им не позвонит начальник.
А чего стоит одна из самых известных журналисток планеты, которая приезжает в аул к жутким людям с автоматами и начинает интервью с вопроса «Вы террорист?»
Иногда создаётся впечатление, что «Бэтмен против Супермена» — не столько кино, сколько некое намеренное вредительство. Как ещё можно объяснить, что Снайдер несколько раз очень долго показывает, как Брюс Уэйн ходит на могилу к родителям, но забывает объяснить критически важные для сюжета детали — например, то, в каких отношениях находятся главный злодей и созданный им монстр.
Те же контрасты преследуют фильм, когда речь заходит о введении новых персонажей. Снайдер показывает зрителям потрясающего Бэтмена — такого, каким его никогда прежде не видели на большом экране.
Это «ставший слишком старым, чтобы умереть молодым» супергерой, который немного сошёл с ума и с возрастом переосмыслил свои принципы. Этот Бэтмен уже смирился с тем, что сам является преступником, и поэтому своих противников больше не калечит, а убивает без сожаления, потому что всем так проще.
Но на одного добротного Бэтмена в «На заре справедливости» приходится Аквамен, Киборг и Флэш. Их суть объясняется спустя рукава — с помощью YouTube-роликов, которые время от времени под пафосную музыку смотрят главные герои. С Чудо-женщиной, которая является просто необязательной сюжетной функцией, ситуация обстоит не сильно лучше.
Как и от последнего «Человека-паука», от «Бэтмена против Супермена» разит отчаянием: новых героев вводят со спешкой, пачками, даже не заботясь о том, чтобы зрителям на них было не плевать. Как на этой базе собираются строить «Лигу справедливости» — загадка.
Казалось, что единственным аспектом «Бэтмена против Супермена», который совершенно точно не подведёт, должна была стать картинка. Зак Снайдер — блестящий визионер, который раз за разом изобретает новые приёмы. Однако на своём последнем фильме он явно выдохся.
Почти все по-настоящему красивые кадры из «Бэтмена против Супермена» показали в трейлерах, оставив для самого фильма лишь несколько экшен-сцен (в общей сложности их минут двадцать на два с половиной часа) и очень много чисто телевизионных крупных планов.
Самый яркий момент фильма — единственный эпизод, где Бэтмен ведёт себя как Бэтмен, разбираясь с дюжиной охранников. А вот его столкновение с Суперменом и финальная битва — это жуткое месиво из спецэффектов.
Наблюдая за тем, как Чудо-женщина встаёт с колен на фоне безобразно нарисованных цифровых задников, с нежностью вспоминаешь последний эпизод «Звёздных войн» с его рукотворными декорациями.
Самое страшное в «Бэтмене против Супермена» — то, что это не хороший фильм и не плохой. Всего плюсы щедро компенсируются столь же весомыми минусами, на выходе давая состояние устоявшегося безразличия.
Мимо изнывающего от скуки зрителя проносится 250-миллионный товарный поезд из спецэффектов, натыканных без смысла замедленных съёмок, отсылок к комиксам, незаконченных псевдофилософских мыслей и других деталей, из которых не вырисовывается никакой общей идеи.
«Бэтмен против Супермена» — это монстр Франкенштейна, порождённый современной гик-культурой, развлекательный фильм, из которого насильно выкачали всё веселье, не предложив ничего стоящего взамен.