«Это честный разговор»: продюсер сериала «Россия на крови» о важности знания истории и краудфандинге

суббота, 5 марта 2016 г.

2 марта на краудфандинговой платформе Planeta.ru стартовала кампания по сбору средств на создание второго сезона документального исторического сериала «Россия на крови». Сериал рассказывает о трагических страницах российской истории в формате коротких роликов с элементами инфографики и обилием архивных фото- и видеоматериалов. Первый сезон, полностью опубликованный на YouTube, за два месяца посмотрели около 600 тысяч зрителей.

За три дня краудфандинговый проект на Planeta.ru собрал около 30 тысяч рублей из необходимых 300 тысяч. В качестве поощрений для спонсоров авторы кампании предложили фирменные плакаты, футболки, свитшоты, DVD с сериалом, благодарности в титрах и приглашение на презентацию второго сезона.

TJ поговорил с продюсером сериала Олегом Берковичем о прошлом и будущем его проекта.

Олег Беркович и Алексей Венедиктов («Эхо Москвы»)

Олег, идея вашего сериала в целом понятна из названия, но можете всё же рассказать о ней чуть подробнее?

Конечно. «Россия на крови» — это по сути рассказ о том, чем обернулась вера мечтателей и как те, кто пришёл следом, строили счастье на костях миллионов. Всё началось с того, что прекраснодушные юноши и девушки убедили себя и окружающих, что счастье можно построить на крови, что нынешние жертвы оправданы благом будущих поколений.

Весь сериал — это попытка описать, куда нас заводили прекрасные идеи и неправильные средства их воплощения. Мы начали с бомбистов, убивших Александра II, и далее через войны, революции и лагеря, через документы и воспоминания людей хотим рассказать про наш XX век, закончив отречением Ельцина. Основной мотив сериала — в том, что никакими словами и идеями о прекрасном будущем нельзя оправдать убийство невинных, так не строится счастливое общество.

С чего вы начали? Всё же документальный сериал — это не самый популярный жанр. И почему именно такая тематика?

Ещё один мой проект — центр исследований общественного мнения в соцсетях (ЦИМЭС). В прошлом году мы провели несколько опросов на исторические темы, в которых приняли участие десятки тысяч молодых людей (ядро аудитории в возрасте 18-35 лет). Как оказалось, многие из них готовы к репрессиям ради благой цели, 46% опрошенных в целом поддерживают «меры по борьбе с преступностью образца 1937 года, включая не всегда обоснованные обвинения и массовые зачистки».

После таких опросов у меня опустились руки. А потом, как у любого нормального творческого человека, возникла идея поговорить с этой аудиторией об истории на языке, который она очень хорошо понимает, который им близок — на языке инфографических роликов.

«Россия на крови» — это попытка серьёзного и очень честного разговора о нашей истории. Без прошлого нет будущего. Если не знать, не осознавать, что творилось в ХХ веке и сколько всего было сделано неправильно, высока вероятность повторения многих ошибок. Мы постарались, насколько это в наших силах, честно показать тяжёлую историю России последнего века.

Вы поэтому выбрали именно такой лаконичный формат?

Да. Целевая аудитория сериала — молодые люди в возрасте 18-35 (хотя нас смотрят и те, кому меньше 18). Это поколение клипового сознания, это удобный и привычный для них формат потребления контента. Мы изначально рассчитывали на разговор об истории с аудиторией «ВКонтакте», которая с удовольствием смотрит инфографические ролики. Конечно, в 6-7 минут очень трудно уложить всё, что хочется сказать, но мы старались успеть сказать самое важное.

Результат первого сезона, на мой взгляд, достойный. 600 тысяч просмотров на старте для исторического сериала без инвестиций в продвижение — это хорошо.

Если я верно поняла, история для вас — это больше, чем просто увлечение?

История — это одно из главных увлечений моей жизни. До сих пор корю себя за то, что не стал поступать на истфак. Поэтому теперь фундаментальные знания приходится заменять самообразованием. Но десятилетний опыт работы в медиа открывает совершенно новые возможности в моем увлечении историей.

«Россия на крови» — это популяризаторский проект. Сейчас очень много открыто источников для изучения истории, было бы желание. И одна из задач нашего сериала — помочь зрителю сделать первый шаг, а дальше, если тема заинтересовала, люди сами пойдут искать информацию.

Большая у вас команда? И как собирали людей?

Команда собралась очень быстро, буквально за пару недель. С режиссёром Арсением Гончуковым мы давно знакомы и давно искали какие-то возможности для сотрудничества. А с Vader Studio, сделавшей графику, работаем уже 10 лет и много успешных роликов сделали вместе.

А сколько времени уходит на создание одного выпуска и как выбираете темы для конкретных эпизодов?

Трудно сказать точно, выпуски делаются сразу пакетом, но если разложить весь производственный процесс, то создание одного выпуска занимает где-то неделю.

Вы пишете на Planeta.ru, что делаете сериал на свои деньги, а много уходит на создание одного эпизода?

Весь первый сезон — огромное желание моих друзей сделать этот проект. Режиссёр Арсений Гончуков взял на себя титанический труд монтажа, Vader Studio сделали графику. Правда, по пути потребовались деньги на подготовку фактуры для сценариев, самих сценариев, на подбор архивной картинки, диктора, звукозапись.

Вы пытались найти спонсора или инвестора?

Нет, хотелось сделать сериал так, как мы его видим. От момента идеи до реализации прошло немного времени: сама идея возникла в мае или июне. Потом летом за несколько недель собралась команда, потом мы писали сценарии. Сам продакшн был сделан за сентябрь и октябрь, в середине ноября презентовали проект.

Искать кого-то, кто совпал бы полностью с нами в видении идеи этого сериала, не было особой возможности. Мы погрузились в производство и вынырнули из него только за день до премьеры, 19 ноября.

Хорошо, а вот в описании проекта упомянуты профессиональные учёные, как вы находите их?

Наши сценарии перед запуском в производство проверялись историками на фактуру. Ну и мы пользовались только качественными источниками — книгами авторитетных историков, посматривали в учебники, подбирали письма, дневники и документы того времени. Никаких цитат Бисмарка!

А как появилась идея о краудфандинге?

Реакция аудитории на сериал была крайне позитивной. На протяжении всего первого сезона — а мы выкладывали по одной серии в неделю — нам писали очень много тёплых слов, спрашивали, как можно поддержать проект. Так и получилось, что, начав производство второго сезона, подумали, что если нам хотят помочь, то отказываться мы точно не будем. Сделали страничку на «Планете» — и поехали.

То есть, это вы пришли к Planeta.ru?

Именно, я сам пришёл к «Планете». Они делают отличный, очень удобный сервис, там есть аудитория, готовая поддерживать такие проекты, как наш. Вообще, на «Планете» много хороших проектов, исторических в том числе.

А вы лично принимали участие в сборах каких-то крауд-проектов как спонсор?

Да, и несколько раз. Помогал своему другу-режиссёру собрать деньги на пост-продакшн. И помог издать книгу «Подписи Войны» великолепному фотографу Артуру Бондарю. Это классный проект: ветераны, снятые на полароид, их истории, и конечно, их подписи на полароидных снимках.

Давайте вернёмся к вашему проекту. Расскажете немного о перспективах сериала? Например, о темах будущего сезона?

Конечно, уже готовы все сценарии для второго сезона:

1. НЭП и СЛОН;

2. Борьба за трон Красного Императора;

3. Цена «великого перелома»: индустриализация;

4. Цена «великого перелома»: коллективизация;

5. Страна напуганных патриотов;

6. ГУЛАГ – экономика страха;

7. Заговор маршалов;

8. Шарашкина контора;

9. Падение победителей;

10. Смерть дракона.

Второй сезон будет жёстче и дискуссионней, чем первый. Весь он посвящен сталинской эпохе. К сожалению, сейчас это снова очень актуальная тема, Сталин снова и снова возвращается в нашу жизнь, и это очень опасная тенденция.

В общественном представлении о нашей истории ещё очень сильны советские стереотипы, в том числе различные мифы о Сталине. При этом мы должным образом не отдаём себе отчёт в том, какого количества невинных жертв нашей стране стоила та эпоха. Какое количество семей было разрушено, сколько страдания было принесено в жизни наших предков. Говоря о достижениях той эпохи, о цене сейчас упоминают в основном вскользь. Эти миллионы погибших — они абстракция, в общественном сознании они не ощущаются конкретными уничтоженными судьбами.

Массовое искусство, такое как кинематограф, крайне редко в России обращается к этой теме. А талантливых работ вообще почти нет. У нас нет своего «Пианиста», своего «Списка Шиндлера». Очень трудно без сильных визуальных образов представить себе ту эпоху.

«Россия на крови» — это, конечно, не художественное кино, которое может полностью перенести зрителя в другой мир на несколько часов. Но я уверен, что откровенный разговор с массовым зрителем необходим. И по той реакции, которую я вижу под каждым роликом, понимаю, что мы делаем всё правильно.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.