На выставке в Нижнем Тагиле обсудили проблемы российского ВПК в условиях санкций, успехи в импортозамещении, но не прошли и мимо проблем производителей. "Хозяин" выставки – глава корпорации "Уралвагонзавод" Олег Сиенко выступил с неожиданно жесткой речью, в ходе которой в пух и прах разнес экономическую политику России. Остальные участники его поддержали. Подробности – в материале Накануне.
В рамках выставки RAE-2015 в Нижнем Тагиле завершилось первое мероприятие деловой программы, на котором участники разобрали положение российского ВПК в условиях международных санкций.
"В мире около 200 стран и лишь 2% из них не имеют своих армий. Отсюда следует необходимость вооружения армий большинства стран мира современным оружием. И мы должны продвигать продукцию нашего ВПК, которое всегда высоко ценилось по соотношению цена-качество-эффективность", - начал выступление председатель профильного комитета Совета Федерации Виктор Озеров.
По его словам, в последнее время эти составляющие перестали определять успех на рынке вооружения. А на первое место выходит политическая составляющая.
"США демонстрируют образец нечестной борьбы. Они поддерживают оппозицию в разных странах, приводят их к власти в результате цветных революций, и через них захватывают рынок. В том числе и вооружения. Украина – это предлог для того, чтобы разорвать кооперационные связи нашего ВПК, ослабить нас и отодвинуть на международном рынке вооружения и военной техники", – заявил сенатор.
По его оценке, выставки, подобные RAE, а также МАКС, Морской салон и Армия -2015 сильно способствуют продвижению российской техники на мировом рынке и сохранению позиций России.
Санкции стали одной из центральных тем обсуждения на дискуссии. Первый зампред промышленного комитета Госдумы Владимир Гутенев озвучил доклад по импортозамещению. Он отметил, что ставка на иностранные технологии, кооперация с западными партнерами не принесла ожидаемого результата. В качестве примера он привел разработку пассажирского "Суперджета", в котором активно использовались западные разработки в надежде на то, что это упростит лицензирование и продвижение на мировые рынки, однако в реальности для "Суперджета" приходится расчищать даже российский рынок.
"Немотивированные санкции" стали катализатором для развития внутреннего производства, и по ряду направлений уже есть очевидные успехи. По словам депутата, за полтора года Россия фактически компенсировала зависимость от украинских компаний, в том числе, по авиадвигателестроению. Санкции же заставили отечественных производителей вспомнить о своих разработках. В качестве успешных примеров импортозамещения Гутенев привел двигатели для некоторых типов авиационных ракет, изготовление баллистических стратегических ракет, типа "Ярс"и "Булава", С-400, возобновлено производство фрегатов проекта 11356.
Более активно развивается кооперация с восточными партнерами, однако в ближайшие годы эксперт ожидает возобновления партнерства со странами ЕС.
"Маятник качнется в другую сторону. Позиция европейских властей, странная миграционная политика приведет к тому, что избиратели сделают выбор в сторону большей независимости. Мы вернемся к кооперации, но без прежней зависимости, на правах равных партнеров", – уверен он.
Глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая свела выступление к утверждению, что российский ВПК – щит безопасности для России и ее международных партнеров, поскольку повышает порог военной агрессии по отношению к хорошо вооруженным странам, и назвала российский военно-промышленный комплекс важнейшим фактором мировой безопасности.
Заместитель руководителя Рособоронэкспорта Сергей Гореславский привел цифры, свидетельствующие о том, что Россия остается вторым игроком на рынке вооружения, но есть динамично развивающиеся новые игроки. Сам же рынок имеет устойчивый тренд к росту.
По его словам, наибольшим спросом пользуются российские танки – Т-90 МС (модификация для песчаных территорий), БМПТ, БТР-82, ТОС, бронеавтомобили "Тигр" и "Федерал", самолеты Су-35, ЯК-130, вертолеты Ка-52, Ми-36, подлодки типа "Амур", фрегаты, суда на воздушной подушке, зенитные системы БУК и "Панцирь", аналогов которых в мире нет.
При этом, Гореславский подчеркнул, что есть определенное "оживление" прежних партнеров, в частности со стороны Саудовской Аравии – в Тагил приехала большая делегация, в том числе начальник Генштаба страны. Всего же Россия имеет контракты с более 70 странами, а российские типы вооружения присутствуют в 100 странах мира, включая страны НАТО.
Гендиректор УВЗ Олег Сиенко выступил с необычно жесткой речью. Когда ему предоставили слово, было заметно, что он волнуется и подыскивает слова, которые участники дискуссии встретили аплодисментами.
Он начал с ритуального приветствия, рассказал о новой "шоу-программе", новых видах вооружения, об успехах ВПК и выполнении всех задач, которые перед корпорацией ставит Минобороны и заказчики из других стран.
"Мы говорим о санкциях, но что такое санкции в реальности? Это глобальное преодоление непреодолимых препятствий. По правилам играют слабые или благородные. Мы не слабые, а благородство уже выходит за разумные пределы. Санкции – это следствие наших ошибок. Была организация G-8, нас оттуда выгнали, даже не спросили. Есть другая организация G-20, про нас там уже не вспоминают. Мы создали прекрасные организации ШОС и БРИКС, создали банк "БРИКС" и учредили пул валют – в долларах. Прекрасно! Мы стимулируем экономику США и ЕС, продавая технику за бумажки, не подкрепленные ничем. В Греции списали $360 млрд, дали новых 100 млрд – это что за экономика? Так не бывает", – возмутился Сиенко.
Он обратил внимание на то, что производители вооружения, высокотехнологичной продукции должны четко представлять, кому и сколько будут продавать, потому что нужно выстраивать производство.
"Импоротозамещение – смена технологий с 20 века на технологии 21 века, замена станков и прочего оборудования. Но мы не можем сделать это рывком. Мы хотим обновлять, и все равно покупаем технологии для того, чтобы делать современную продукцию", – уверен Сиенко.
"Пока доллар свободно гуляет по миру, все будет как в песне Макаревича – кукол дергают за нитки, на лице у них улыбки. Нас будут обвинять в терроризме, в нарушении международных норм и т.д. 20 лет у нас переходный период, мы пытаемся понять, с этого света на тот попадем или обратно. Надо понять, в чем мы будем расплачиваться – это ключевой вопрос. И Рособоронэкспорт должен нас услышать, должен услышать. Я выпустил немного пар, но это нужно сказать, мы это обсуждаем с коллегами каждый день", – с нотками отчаяния обратился он к Гореславскому.
Сиенко поддержал Гутенев, который согласился, что это ключевой вопрос. А промышленности необходимы дешевые кредиты не больше 5%, которые позволят оплачивать работу высококлассных специалистов, создавать технический задел для рывка.
"Олег Викторович делает подвиг, но каждый день делать подвиг невозможно", – оценил труды главы УВЗ Гутенев.
Замглавы МИДа Сергей Рябков пообещал, что работа по увеличению доли товарооборота в национальных валютах будет ускоряться, и тоже выразил свою поддержку Олегу Сиенко.
Присутствовавший в зале глава "Росагромаша" Константин Бабкин отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU, что в дискуссии прозвучало немало интересных и полезных идей, но их реализация должна начинаться с замены главы Центробанка.