Локерби Путина

суббота, 1 августа 2015 г.

01/08/2015

Российское вето на трибунал по расследованию катастрофы рейса МН17 никого не удивило: принятие резолюции фактически открыло бы путь к наказанию путинского режима. Прецедент — расплата за террористический акт над шотландским Локерби, который предзнаменовал конец диктатуры Каддафи в Ливии, пишет в своем комментарии для портала Lidovky.cz аналитик Ян Шир.

Международного трибунала по расследованию катастрофы самолета Малайзийских авиалиний, вылетевшего рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, не будет. Россия воспользовалась правом вето и, как и ожидалось, заблокировала проект резолюции Совета безопасности ООН. С инициативой проведения трибунала выступило правительство Малайзии, а также представители Нидерландов, Австралии, Бельгии и Украины как страны, где самолет нашли, где было больше всего жертв, то есть где инцидент и произошел.

Блокирование инициативы стало пиком более года продолжавшейся систематической кампании Москвы, направленной на провал и делигитимизацию независимого, беспристрастного и прозрачного международного расследования этого самого серьезного военного преступления из всех, которые с начала российской агрессии были отмечены на Украине. На борту МН17, сбитого над Донецкой областью 17 июля 2014 года, погибли все 298 пассажиров и членов экипажа из 10 стран, в том числе 80 детей.

Текст резолюции? По мнению Кремля, не приемлем

Результат голосования накануне вечером аннонсировал лично Владимир Путин. В телефонном разговоре с премьер-министром Нидерландов российский президент повторил официальную позицию Москвы: инициатива по созданию трибунала «преждевременна и контрпродуктивна». По словам постоянного представителя Российской Федерации в ООН Виталия Чуркина, которому при разделении труда в рамках кремлевской военной машины досталась неблагодарная задача в духе лучших традиций советской и лавровской дипломатии врать миру на площадке этой международной организации, уничтожение малайзийского боинга — уголовное преступление, которое нельзя квалифицировать как угрозу миру и безопасности, входящую в компетенцию Совета безопасности. Сам глава российского МИДа и прежде уже не раз делал заявления в том же духе о том, что сама идея создания Международного трибунала должна обеспечить вину тех, кого виновниками считает Вашингтон.

Согласно представленному проекту, единственной целью Международного трибунала было бы «привлечение к ответственности лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением в Донецкой области Украины самолета авиакомпании Malaysia Airlines».

Резолюция, прежде всего, призывает все государства и действующие субъекты региона к оказанию «полной поддержки в проведении международного расследования этого происшествия». Она также требует того, чтобы государства предпринимали «любые необходимые меры в соответствии с внутренним законодательством для выполнения условий настоящей резолюции и устава, включая обязанность государств выполнять запросы о помощи или ордера, выданные в соответствии с уставом Международного трибунала». Работа трибунала касалась бы только преступлений, связанных с уничтожением малайзийского боинга МН17.

В юрисдикции трибунала было бы прилечение и наказание за военные преступления с нарушением Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 1949 года, за преступления против безопасности гражданского авиатранспорта и за некоторые особо тяжкие преступления, согласно Уголовному кодексу Украины, в воздушном пространстве которой произошел инцидент.

Согласно предложенному уставу, трибунал призван преследовать «всех виновных вне зависимости от должности». Среди должностей, которые не избавляют лиц, их занимающих, от уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, в проекте устава трибунала перечисляются следующие: «глава государства или правительства, член правительства или парламента, избранный представитель или государственный чиновник». Отдельный пункт оговаривает ответственность военного командования за преступления, совершенные силами, которые действуют под их командованием и руководством.

При этом индивидуальная уголовная ответственность распространялась бы не только на лиц, совершивших преступление самостоятельно, группой или через третьих лиц. Уголовную ответственность несли бы и те, кто отдал приказ совершить преступление, помогали ему, подстрекали к нему или были причистны к нему иным образом, в том числе обеспечивая средства для совершения преступления.

Трибунал был бы создан согласно главе VII Хартии ООН, позволяющей использовать принудительные меры и санкции к государству, которое противится коллективным действиям по поддержанию мира.

Поэтому и вето.

Утверждение резолюции фактически открыло бы путь к выдаче международного ордера на арест Владимира Путина, российского генералитета, а, весьма вероятно, и большей части российского правительства.

Вопрос дальнейших действий в международном расследовании инцидента по-прежнему открыт. Теоретически подобный Международный трибунал можно создать и без согласия Совета безопасности — на основании договора между Генеральным секретарем и правительством или правительствами соответствующих стран по инициативе Генеральной ассамблеи ООН, где путинская Россия может положиться лишь на горстку государств с таким же внутренним устройством, что и у нее самой. На практике многое будет зависеть от политической воли, в первую оченедь, западных государств и их готовности пойти на такие меры. Иначе после голосования в среду попытка создать Международный трибунал по МН17 может оказаться единственной и последней.

Признание вины

Страх путинского режима перед раскрытием всех обстоятельств преступления на Донбассе понятен. Обнародование результатов расследования, которое вскоре произойдет так или иначе, разрушит неумело выстроенный Кремлем конструкт о непричастности России. Непричастности не только к одной печальной ошибке — уничтожению гражданского самолета, но и вообще к той трагедии, которая вот уже полтора года разворачивается на востоке Украины. Непризнанная преступная война, которую развязала и продолжат раздувать путинская Россия, унесла более 7 тысяч жизней только мирных жителей. Не меньше получили увечья на всю жизнь, а 1,5 миллиона людей были вынуждены оставить свои дома. И все это уже не говоря о миллиардном ущербе в виде уничтоженной инфраструктуры.

Даже если допустить маловероятное предположение о том, что российская армия и нелегальные вооруженные формирования, контролирующие восток Украины, где был сбит самолет, не единое целое, и что так называемые сепаратисты действуют независимо от Кремля и самолет сбили именно они, то все равно остается вопрос, как они заполучили такой современный ракетный комплекс. Убедить кого-то в том, что в российских условиях вездесущего полицейского контроля можно легко завладеть комплексом ПВО, позаимствовать сложный ракетный комплекс, перебросить его на сотни километров от государственной границы на территорию чужого государства в зону вооруженного конфликта, выполнить, пусть и провально, боевое задание и тем же путем через государственную границу вывезти комплекс обратно, без ведома и согласия высшего политического и военного руководства государства, даже самому лучшему адвокату будет ой как трудно. А ведь путь российского Бука на Донбасс и обратно прекрасно задокументирован.

Побочным результатом расследования инцидента, таким образом, будет досадное послевкусие от того, что российская дипломатия весь год юлила, отрицала, выдвигала бесчисленные «альтернативные версии» и врала напропалую, чем оскорбляла всех участвующих и не участвующих наблюдателей, и даже цинично фабриковала доказательства, которые должны были свалить всю вину за трагический инцидент на жертвы агрессии.

Memento Локерби

В 1988 году в небе над Локерби в Шотландии был уничтожен самолет компании Pan American World Airways. Жертвами теракта стали 270 человек. После национального расследования Соединенного Королевства и Соединенных Штатов были установлены виновники теракта из рядов высшего руководства режима Муаммара Каддафи. Прошло 11 лет, прежде чем правительство Ливии выдало подозреваемых суду. Еще через четыре года оно признало ответственность за инцидент. Частью процесса стало соглашение о компенсации семьям погибших в размере 10 миллионов долларов США за человека (в случае МН17 сумма вряд ли будет меньше). Этому договору предшествовали годы международной изоляции и выживания в условиях жесткого санкционного режима, который в итоге серьезно ослабил Ливию, сделав ее неспособной противостоять усиливающемуся внутреннему и внешнему давлению.

Последовавший крах режима Каддафи увенчал неприглядный конец жиненного пути самого диктатора. Это происходило в условиях фактически разрушения государства и продолжительного хаоса с перспективой территориальной дезинтеграции.

Глубокий системный кризис, в который вверг Россию Владимир Путин после 15 лет некомпетентного управления, прямо угрожает основам российской государственности. Неотвратимое возвращение спорных территорий, незаконно занятых в результате недавней территориальной агрессии, как условие для нормализации отношений Москвы с внешним миром станет для критически ослабленной постпутинской России катализатором собственного распада.



Powered By WizardRSS.com | Full Text RSS Feed