Москва — Едва ли не каждый второй россиянин (49 %) выступает за введение цензуры в интернете, а 58 % респондентов одобряют полное отключению интернета в случае серьезной дестабилизации обстановки в стране (например, при возникновении угрозы национальной безопасности или массовых протестных действий).
Такие данные приводятся в обнародованном в понедельник 3 августа докладе «Чего желает общество: Стремление россиян к контролю интернета».
Исследование подготовлено Обсерваторией интернет-политики Центра изучения глобальных коммуникаций при Университете Пенсильвании (США) в тесном сотрудничестве с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и на основании его данных. Согласно опросу, цензуру в том или ином виде поддерживают в кругах граждан, не пользующихся интернетом, 57%, а среди активных пользователей Сети — 43%.
При этом против отключения интернета властями выступают 42% россиян, считающих, что оснований для подобных мер не может быть ни при каких обстоятельствах, и всего 6% респондентов заявили, что интернет вообще не должен иметь регулятора.
Коснувшись будущего влияния общественного мнения на интернет-политику, автор предисловия к докладу Монро Прайс, в частности, сказал: «Представители гражданского общества зачастую воспринимают общественное мнение как сдерживающий фактор авторитарного поведения и двигатель международных норм. Однако, как показывает исследование, все может быть ровно наоборот. Общество может не ценить свои информационные права».
В российской интернет-среде к докладу отношение довольно скептическое. Один из лидеров Пиратской партии России и руководитель проекта «РосКомСвобода» Артем Козлюк в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что ВЦИОМ почему-то поднял опубликованное еще в феврале этого года исследование, сделанное по заказу американских специалистов.
«Почему именно сейчас массово разосланы результаты данного исследования, не совсем понятно, — рассуждает он. — Предполагаю, что это связано с приближающимся началом осенней сессии Госдумы и, возможно, какими-то новыми государственными инициативами в области интернет-регулирования».
Артем Козлюк нашел исследование «довольно странным».
«Большинство респондентов либо вообще не пользуются интернетом, либо пользуются им незначительно, но при этом социологи, которые проводили опрос, интересуются у них, как они относятся к интернету и что делать с сетевым пространством», — недоумевает он.
На его взгляд, это выглядит нелогично.
«Не исключено, что это один из моментов подготовки общественного мнения, — добавил Козлюк. — Или своеобразное зондирование почвы: «пробивание» интереса к данной теме непосредственно со стороны граждан. То есть, желание посмотреть на реакцию общества при вбрасывании довольно спорных исследовательских результатов».
По словам главы «РосКомСвободы», российское интернет-сообщество не может не беспокоить тот факт, что различные госорганы периодически ставят вопрос о возможном отключении как тех или иных сетевых ресурсов, так и интернета в целом от внешней сети.
«Достаточно вспомнить недавние предложения сенаторов о создании некого внутреннего интернета, который будет полностью отрезан от внешней сети, — констатировал он. — Такое случается довольно регулярно, и обычно это происходит перед внесением в Госдуму или обсуждением там каких-либо резонансных инициатив по госрегулированию интернет-пространства, проще говоря, еще большему закручиванию гаек».
Сопредседатель Ассоциация пользователей интернета (АПИ), исполнительный директор «Викимедиа Ру» Станислав Козловский к результатам исследования также отнесся с оттенком недоверия.
«Все зависит от того, как сформулировать вопросы и какие именно вопросы вынести на обсуждение, — пояснил он. — Но, если исследование все же проведено корректно, то оно дает достаточно тревожный сигнал: люди начинают поддерживать цензуру».
С его точки зрения, это опасная для государства вещь.
«Практика показывает, что все начинается с малого, а потом разрастается, подобно снежному кому, — добавил Козловский. — В СССР было, кажется, больше 800 разных оснований для цензуры печатных изданий, фильмов и так далее. А каждый из параграфов имел еще свои пункты и подпункты».
Как ему представляется, ничего хорошего такой путь России не сулит.
«Чем больше оснований для блокировки, тем больше требуется цензоров и тем, соответственно, ниже их квалификация, — продолжил он. — Дальше уже начинают запрещать все подряд».
Сопредседатель АПИ считает, что в это приводит к тому, что люди теряют доступ к объективной информации, к последним достижениям науки и техники и начинают вариться в вакууме.
«В конечном итоге происходит отставание страны по всем направлениям, — резюмировал он. — Она как бы застывает во времени и деградирует. Пример тому Северная Корея».
Данные опроса свидетельствуют, что в России 42 процента населения постоянно пользуются интернетом. Одновременно 53 процента оценивают его позитивно с точки зрения влияния на жизнь человека, а треть усматривает в мировой интернет-паутине одни недостатки.