Проснулись мы одновременно. И вовремя. Что странно, потому, что после 7-часовой дороги изрядно устали. Тем не менее, факт, мы проснулись в половину восьмого утра как по команде старшины в армии. Так начался наш второй день ралли по маршруту Якутск-Оймякон...
В первый день нашего путешествия, дорога привела нас в посёлок Хандыга.
Возник в 1938 году как пристань. Посёлок Хандыга был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона, строительство этой дороги имело большое значение.
В 1941—1943 годах — Алданский исправительно-трудовой лагерь Дальстроя. В 1951—1954 годах — управление Янстройлага, Хандыгский ИТЛ УСВИТЛа.
Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края.
Расположен на правом берегу реки Алдан, на автодороге «Колыма» (Магадан — Якутск, бывш. «Хандыгская трасса»). Расстояние до Якутска: наземным путём — 449 км, воздушным — 370, водным — 642.
Порт на реке Алдан.
Старт этапа Хандыга-Томтор был назначен на 9 часов. Мне же, кроме того как собраться, надо было еще найти местный РЭС, чтобы выполнить ряд служебных обязанностей. Кроме того, это была возможность побродить немного по самому посёлку и посмотреть как он живёт.
Организаторы договорились с общежитием Горно-геологического техникума о размещении участников ралли на их территории. Общежитие построили примерно за год до нашего прибытия и в нем проживала первая партия студентов данного специального образовательного заведения.
Вид на общагу техникума
К своему стыду, в спешке сборов и в силу сонного состояния, я не додумался снять внутреннее убранство общежития. Спохватился уже тогда, когда мы уехали на «Старт».
Общага довольно чистая. Вообще чистая. Во всяком случае, если сравнивать с теми общагами, в которых мне приходилось бывать во время своей учёбы, эта просто рай на земле. Комнаты в общаге на 2, 3, 4 человека. В каждой комнате есть холодильник. Душ и туалет общий на две комнаты. Туалет, ванная, 2 комнаты образуют блок. Кухня с плитой имеется на каждом этаже и предназначена на 4 блока. На первом этаже на входе располагается проходная с комендантом общежития.
Спросив на проходной приблизительный маршрут от общаги к РЭСу я вышел на улицу.
Дома в посёлке невысокие и двух типов: максимум двухэтажные деревянные или панельные пятиэтажки.
Растительности вокруг как таковой нет. На каждом доме, в виду отсутствия в зоне видимости телевизионных вышек, имеется тарелка спутникового телевидения. И не одна. Вообще на Севере очень популярно именно спутниковое телевидение.
Если говорить про дороги, то их... просто нет. Везде грунтовка без намёка на асфальт, которая летом превращается в пыльный кошмар для жителей поселения. Осень и зимой эта самая грунтовка превращается в кошмарное болото, по которому без спецобуви ходить опасно. Но после криообработки — вполне сносно ;)
Судя по наличию остановок, в посёлке ходят автобусы... Но я их дожидаться не стал.
Как видите, ясное око дизайнера всея Руси Артемия Лебедева явно не видело их, не говоря уж о том, чтобы он лично прикасался к ним. Да и при взгляде на эту конструкция мне почему-то показалось, что именно с этого строения и начал своё существование посёлок, настолько старым и попользованным оно выглядит.
Обратите внимания, что классических мусорных баков в посёлке нет, вместо них жители посёлка приспособили обычные бочки, которые заранее ополовинили, покрасили и написали на них «МУСОР».
Но не всем жителям нравятся остановки. Есть и явно не согласные...
Теплотрасса и пешеходный мост через неё
Ах да, прошу обратить внимание еще и на особенность проведения трубопроводов в Якутии. Трубы не закапываются. Все трубы проводятся над поверхностью грунта, не зарываясь в него в связи с вечной мерзлотой. Мало того, все трубы утепляют стекловолокном и прочими теплосохраняющими материалами, чтобы защитить коммуникации от повреждений в период низких температур. Трубы прошивают посёлок насквозь, словно нитки на месте заштопанной дырки носка. Чтобы нормально преодолевать препятствия из труб, местные жители строят деревянный мостики через них.
Недалеко по дизайну от остановок ушли местные магазины.
И судя по названию, незримая рука Дагестана довольно плотно держит посёлок в своей хватке.
Вывески под трафарет и кустарное изготовление вывески на меня произвели удручающее впечатление. Во всяком случае к месту будет сказаны слова «тлен и безысходность».
Кстати, о ценах: цены в посёлки выше, чем в Якутске. Поставщики ссылаются на дороговизну доставки продуктов и других товаров, но лично я считаю, что цены всё же завышены, при условии, что уровень зарплат от уровня якутских не отличаются.
Далее мой путь пролегал мимо недавно сгоревшего дома.
Вообще в Якутии тема сгоревших деревянных домов — больная тема. Почему? Потому, что по приходу весны их активно поджигают. В каждом из домов находится пара несговорчивых жильцов, которых просто так не выселишь, поэтому со временем в доме обнаруживаются неблагонадёжные жильцы, а еще через какое-то время дом сгорает. Поджог дома, который горит как спичка, в конце зимы, когда на улице всё еще -30°С — это страшно. Очень страшно. Но застройщики и крепкие хозяйственники из ЖКХ считают, что именно так наиболее эффективно можно очистить центр города для новых каменных домов этажностью от 5 этажей и выше...
Закончив свои дела в местном РЭСе я отправился в обратную дорогу.
Изменив немного траекторию своего пути, я вышел к одной из местных котелен.
Хандыга — от части грязный посёлок. Грязный из-за своих котелен, которые жизненно нужны посёлку для обогрева, но именно они загрязняют сажей всё вокруг. Всё время пока мы находились в посёлке, мы не видели ни одного места на улице, где не было бы чёрной угольной сажи. Угольная сажа зохватила Хандыгу полностью.
Дальше на своём пути я увидел по-настоящему интересный дом, о существовании которого даже не догадывался...
Даже не могу представить к какой конфессии относится данное строение... :)
Перед тем, как вернуться в общагу забрать вещи, решил сходить на завтрак в столовую техникума. Надо было что-то поесть и набрать в термос горячей воды в дорогу.
Перед техникумом я внезапно увидел НЛО. Даже подпрыгнул от неожиданности.
Но не пугайтесь, чуть позже я узнал, что это Хандыгский детский центр, который строили ударными темпами. На момент написания статьи этот центр уже функционирует.
Сам техникум тоже дышит новизной и свежей еще не успевшей высохнуть краской.
Внутри немного мрачновато было, поэтому фотографий особо не делал.
Позавтракав и набрав термос, мы отправились паковать вещи и выдвигаться на старт очередного этапа ралли.
Не обошлось без приколов и инсинуаций. Пара человек из числа участников предложила сделать групповое фото, но все были заняты сборами и особо на призывы сфотографироваться не реагировали. Поэтому мы прибегли к военной хитрости и начали кричать: «Ребята! Просьба подойти для группового фото! У нас тут корреспондент из National Geographic!». Все сразу обернулись и пошли фотографироваться. На руку сыграло еще то, что моё лице в этой тусовке не примелькалось, а наличие фотоаппарата внушительных размеров (нет, у меня член не маленький) минимизировало подозрения наличия неправды в сказанных словах. Хотя нам пофиг было, главное, что фото сделано.
Закончив фотосъёмку, мы двинулись на старт этапа Хандыга-Томтор.
Штурман готов ко всему...
Времени было мало, надо было готовиться к заезду, проверить всё в последний раз и подготовить оборудование. Но пару фото я всё же успел сделать.
Выпускающий судья даёт экипажу пояснения и вводные на этап
Секунды до старта...
Старт!
Ралли — это долгая поездка, где за определённый промежуток времени надо доехать из пункта А в пункт Б. Второй этап, как и первый, мы должны были преодолеть за время чуть более 11-ти часов. Ни секундой раньше, ни секундой позже. Хотя, надо вам честно признаться, соблазн остановиться и фотографировать было очень трудно порой побороть настолько красива была окружающая природа по маршруту следования.
Хотя, нет, остановки, хоть и непродолжительные, мы всё же делали. В эти периоды нас обычно настигали и обгоняли какие-то из экипажей.
Не забывали мы по-фотографировать и своё транспортное средство.
Если кто-то другой останавливался неподалёку, то фотографировали и его.
Бывало так, что начинали ехать после фотосессии и вдруг вспоминали, что мало по-фотографировались. Сразу стремились исправить свою ошибку.
В этот момент нас снова кто-то обгонял. В данном случае, экипаж из города Мирный.
В таких случаях мы быстро запрыгивали в свой автомобиль и старались восстановить справедливость. Но очередной пейзаж заставлял делать нас остановку и нас снова кто-то обгонял...
Следующая наша остановка была на так называемой Заячьей петле, где в тот момент строили новый мост через реку. Пейзаж был невероятно красив. Каждый кто ехал мимо считал за должное остановиться и сфотографироваться на фоне открывающихся красот.
Пусть вас не обманывает минимум одежды на людях, на улице -9°С было в тот момент
Журналисты канал "Russia today" в составе пары русских и одного Джона Брауна пользовались каждой остановкой, чтобы смонтировать своё оборудование куда-то на кузов машины.
Но досмотреть их процедуры мы не успели — надо было ехать.
Совсем скоро мы въехали в Оймяконский район (улус).
Кстати, на момент нашей поездки в 2013 году, в тех краях, где мы ехали, строили какой-то трубопровод, в связи с чем на всём протяжении пути нам встречалось множество вахтовых посёлков. Я совершенно не представляю как можно в них жить. Особенно зимой...
Кадр из фильмов «Чужие». Сцена не вошла в фильм.
Ближе к вечеру мы доехали до заправочной станции «Кубюме» или как её еще называют «Куба». Все сразу пошли заправляться. На участке Якутск — Хандыга, очень много посёлков и заправиться не проблема. На участке же Хандыга — Томтор, посёлков почти нет и заправка только на «Кубе». Одна заправка на отрезке в более чем 400 километров.
Джон Браун мужественно ждёт своей очереди на оплату бензина
Кстати, «Куба» — знаменитая АЗС. Именно по дороге мимо неё регулярно ездят различные международные и всероссийские экспедиции. Не единожды заправку посещали представители канала "National Geographic". Если кто-то видел цикл передач на НатГео с Эвоном МакГрегором (Оби Ван Каноби), то скорее всего эту заправочную станцию вы видели ;)
На корпусе кассы АЗС множество различных отметок многих экспедиций...
Участники и судьи в спешке заправляются... До финиша около 150 километров... На АЗС небольшой переполох...
После того как заправились, быстро стемнело, да и чем ближе к финишу, тем больше нарастало общее напряжение, да и напряжение в каждом экипаже в частности. Напоминаю, что на финише нам надо было быть секунда в секунду, если приезжаем раньше — штраф по времени, если приезжаем позже — штраф по времени. Поэтому на оставшемся промежутке времени мы по 5 раз пересчитывали маршрут и расчётное время прибытия. Сказать, что мозги кипели — ничего не сказать.
Но когда пересекли финишную черту, напряжение как рукой сняло. Всё сразу почувствовали усталость и просыпающееся чувство голода. Поэтому первым делом все поехали в столовую на ужин.
Первое, что нас удивило, это запрет на курение песка...
А вообще, в местной столовой было очень уютно.
Потом мы пошли спать в местный спортзал. Гостиниц в Томторе нет.
Участок Хандыга — Томтор мы проехали за 11 часов 32 минуты.
Первый день ралли: Ралли «Полюс Холода 2013». День первый. Путь из Якутска в посёлок Хандыга.