Этот посёлок был построен при железнодорожной станции Карабулак, которая была основана в 1896 году. В посёлке насчитывалось 16 дворов, 56 мужчин и 68 женщин – все мещане и крестьяне, по национальности немцы и русские. Название "Свободный" поселок получил уже при советской власти.
Посмотрите какой чудесный дом!
По информации Большой Саратовской энциклопедии сегодня в поселке проживают с 2290 жителей в 902 дворах. Имеются дом культуры, амбулатория, 13 магазинов, отделение связи, три котельные и пять водонапорных башен, баня, детский сад и средняя общеобразовательная школа, занимающая построенное в 1999 году двухэтажное здание с актовым и спортивным залами, библиотекой и столовой. В соседнем двухэтажном здании располагаются интернат и кабинет технологии, также на территории имеются спортивная площадка, тир и мастерская.
А вот и искомый нами объект культурного наследия - вокзал "Карабулак" 1916 года постройки.
Описание: Здание железнодорожного вокзала построено в 1916 г. Оно сначала было деревянным, а затем кирпичным. Вокзал со всех четырех сторон украшают ступенчатые пилястры. В настоящее время находится в собственности Приволжской железной дороги.
На сайте правительства Саратовской области можно найти фото трёхлетней давности. Тогда вокзал выглядел так. А теперь РЖД раскрасило все вокзалы в свои одинаковые зелёные цвета.
Сама станция находится на железнодорожном отрезке Саратов-Вольск. Отсюда раз в два дня (!) отправляются электрички "Карабулак-Сенная" и "Карабулак-Аткарск". Сама ветка однопутная, да и вообще не электрифицированная, так что "электричкой" эти поезда можно назвать лишь условно.
Поначалу за объект культурного наследия мы приняли вот этот жилой дом, располагающийся возле станции. Решили, что железнодорожный вокзал располагался в нём первоначально. Посмотрите, насколько он красив. А окна первого этажа так и просятся назваться залом ожидания...
Рядом с ним располагается водонапорная башня-замок.
Такие башни строились на многих крупных железнодорожных станциях. Дело в том, что для заправки парового котла паровоза требовалось большое количество воды.
И какими же красивыми их строили!
Детали в объёме! 3D-анаглиф: (Как смотреть 3D-анаглиф?, кликабельно)
Ежегодно со станции отправлялись в среднем 17 тысяч пассажиров и 1226 тысяч пудов грузов (в основном хлеб в зерне, семяна подсолнечника, скот), прибывали около 500 тысяч пудов (мануфактура, нефтяные грузы, лес, уголь).
При станции был построен одноэтажный вокзал, три склада, элеватор и зернохранилище на 50 тысяч пудов. Также имелись оборотное депо на три стойла, восемь частных хлебных амбаров и пять нефтяных складов.
Очень старый дом при станции. Скорее всего со времени основания.
Похож на другие дома в пристанционных посёлках.
Контингент пассажиров легко читаем на автобусной остановке.
В 1975 году у железнодорожной станции был построен новый элеватор.
Но и старый, построенный добрую сотню лет тому назад продолжает восхищать своим видом проезжающих...