Сеть лавок, куда геям запрещают входить, расширяется, а жители Москвы и Петербурга выступают против.
23 мая 2017 года православный бизнесмен Герман Стерлигов открыл на Тверской-Ямской улице пятый в Москве магазин фермерских продуктов. На входе каждого из ник размещена табличка о запрете гомосексуалам заходить в помещение. Такие же магазины открыты в Санкт-Петербурге и Кирове.
Ярая гомофобия создателей продуктового бутика «Хлеб и соль» затмила даже цены — за буханку хлеба просят до 1650 рублей. Москвичи начали протестовать против политики сети, а власти пока ни разу не обращали внимания на Стерлигова.
От биржи к коровам
Герман Стерлигов стал известен ещё в 1990-х годах, когда стал соучредителем первой товарно-сырьевой биржи в России под названием «Алиса». В те годы он стал миллионером. После спада на рынке компанию преобразовали, а потом закрыли.
Затем он якобы помогал брату развивать контору по изготовлению гробов. Позднее оказалось, что никакого производства не было, но слоганы «Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики» или «Куда ты скачешь, колобок? — Спешу купить себе гробок!» обществу запомнились.
За Стерлиговым закрепился статус одиозного бизнесмена, а вскоре он пошёл в политику. Возглавил движение православных фундаменталистов «Слово и дело» («Русский дом»). Он пытался избраться губернатором Красноярского края, мэром Москвы и выдвигал кандидатуру в президенты России — всё эти «походы» завершились провалом. Его подозревали в связях с «Боевой организацией русских националистов», от чего он неоднократно открещивался.
Вместе с тем Стерлигов ушёл в сельское хозяйство в Подмосковье, где правительство выделило ему землю. Он также занимался антикризисным центром, зарабатывавшим на вступительным взносах. Его жена Алёна Стерлигова выпустила книгу-биографию с рецептами хлеба под названием «Мужем битая».
Стерлигов считается старовером и националистом. Он проповедует старорусское летоисчисление, длинные бороды, гордится гражданством непризнанной Донецкой народной республики, считает, что все экологические беды происходят из-за учёных, а геев призывает казнить.
Онлайн-магазин фермерских продуктов образовался на основе православной коммуны «Слобода», которую Стерлигов организовал в Московской и Тверской областях. В устройстве общества бизнесмену помог его спонсор и президент «Транснефти» Николай Токарев, которого называют приближённым к Владимиру Путину. В «Слободе» действовали специфичные правила.
Вскоре лавка фермерских продуктов переросла в офлайн-магазины, которые прославились за счёт двух признаков — гомофобных табличек на входе и высоких цен.
В короткие сроки сеть начала расти. Как и возмущение общественности от бизнеса Стерлигова.
«Элитный бутик»
Основным товаром в лавке натуральных крестьянских продуктов, как называет её Стерлигов, стал хлеб. За килограммовую буханку чёрного хлеба просят от 750 до 1650 рублей. Вчерашний отдадут со скидкой — за 650 рублей.
Есть и другие товары: за десяток яиц придётся отдать 500 рублей, за литр топлёного молока — 800 рублей, за килограмм соли с Белого моря — 3500 рублей. Высокие цены объясняют «элитностью бутика» и «трудоёмкостью производства».
Только если корова доится вручную, её молоко можно пить. Да, это реклама наших коров и реклама молока тех немногих крестьян, которые не используют проклятые изобретения колдунов-учёных. Слава Иисусу Христу.
Герман Стерлигов, бизнесмен
Стерлигов называют табличку на входе элементом фейс-контроля, который на этом не ограничивается. Как гласит предупреждение внутри магазина, туда не пускают «курящих, крашеных, пьяных и посетителей педерестичного вида». Критерии, по которым определяют таких людей, не уточнялись.
Идея фермерских магазинов Стерлигова похожа на неизобретательный троллинг, что не мешает им регулярно попадать в новости. К примеру, на открытии лавки в Петербурге клиентам предложили закидать яйцами портреты «колдунов-учёных».
О громких случаях столкновений достоверно неизвестно. При этом в СМИ распространяли сведения об изгнанных из магазина «трансвестите и пранкере», а также клиентам, «получивших по зубам» от других посетителей.
Со временем жители начали выражать возмущение лавками Стерлигова и проводили ироничные акции протеста.
31 мая Стерлигов сообщил, что неизвестные ночью разбили стёкла в его магазине и попросил государство «обуздать грязных животных».
В конце мая жительница Петербурга и редактор по профессии Вера Врубель узнала, что магазин с нецензурной надписью на табличке открылся в её доме. Она обратилась в полицию и на следующий день обнаружила, что табличку сняли с витрины.
На таблички в Москве властям пожаловался местный журналист Денис Шлянцев, узнавший о магазине из блога Варламова. Репортёр написал в Роспотребнадзор и на сайт президента России. В ведомстве ему пояснили, что «изложенные вопросы» не подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей.
Жалобу Шлянцева направили в полицию, реакции которой он пока не дождался. Вместо ответа из Кремля ему написали из Объединения административно-технических инспекций Москвы. Чиновники заявили, что демонтировали конструкцию.
Тем не менее Стерлигов опроверг то, что в его магазинах сняли таблички и фактически разрешили вход геям. Бизнесмен заявил, что не получал никаких предписаний, а во власти оказались «нормальные люди».
Гомосексуалы «сильно клеветали на российские власти, что там, мол, большинство такие же уроды, как они».
Писательница и журналистка Анна Наринская в обзоре для «Афиша Daily» указывала, что чуть ли не все публичные действия Стерлигова — от гробов и книги «Мужем битая» до магазинов «Хлеб и соль» — были успешным пиаром. Бизнесмен на ровном месте придумывал скандалы в основном, чтобы «вызвать ахи и охи феминисток и либералов», уточняла критик.
Если на Стерлигова, например, подадут в суд за «оскорбление чувств социальной группы», он и его защитники, безусловно, начнут ссылаться на «ироничность» его поведения, а также заявят, что это наступление на его свободу слова.
И то и другое — главные схемы распространения фашизма в нашем отечестве. Фашизм у нас теперь очень часто прикрывается чем-то вроде иронии, а также стойко проходит по линии свободы слова.
Анна Наринская, журналист, критик