26 мая в российский прокат вышел «Варкрафт» — первая полнометражная картина, действие которой происходит во вселенной популярных игровых серий Warcraft и Wolrd of Warcraft. Шеф-редактор TJ посмотрел фильм и остался к нему равнодушным: фанаты, как и хотели, получили двухчасовой ролик от студии Blizzard, а все остальные — красивый, но посредственный во всём помимо картинки блокбастер.
Флирт Голливуда и игровой индустрии продолжается уже несколько десятилетий. И если разработчики научились блестяще рассказывать кинематографичные истории (Until Dawn или The Last of Us — яркие тому примеры), то попытки кинематографистов сделать пограничный продукт со своей стороны чаще всего заканчивались чудовищно.
С годами хорошая экранизация игры для зрителей и боссов киностудий стала своего рода священным Граалем. Все понимают, что сделать такой фильм возможно и необходимо — адаптации комиксов утомили, а равносильной замены им нет — но ни у кого не получается («Хитмен», Doom, «Принц персии»).
С момента своего анонса «Варкрафт» продвигался как первый фильм по игре, у которого всё получится: неглупый режиссёр и по совместительству геймер со стажем Дункан Джонс («Луна 2112», «Исходный код»), внушительный 160-миллионный бюджет, ни в чём не ограничивающий фантазию авторов, и, наконец, самое главное — непосредственное участие самой студии Blizzard в творческом процессе.
Но даже с такими беспроигрышными входными данными мечты об идеальном «Варкрафте» рассыпались в прах уже утром 25 мая. Студия до последнего запрещала журналистам публиковать рецензии на фильм и делала это не просто так. Американские критики выбрали блокбастер в качестве очередного «мальчика для битья», не оставив от новой работы Джонса камня на камне. Его средний балл на Metacritic болтается в районе 34 из 100, а рецензии озаглавлены в духе «Мечи, магия и тупость».
Впрочем, в случае с «Варкрафтом», как и с любым другим фильмом с устойчивой фанатской базой, мнение критиков имеет второстепенное значение. Споры о том, хороша ли работа Джонса, не будут утихать ещё очень долго.
Каждую свою игру студия Blizzard сопровождает несколькими красивыми кинематографичными роликами, и всё, чего хотели от неё фанаты в последние десять лет, — чтобы такой ролик длился не пять минут, а два часа. И Дункан Джонс действительно блестяще справился с этой задачей.
Однако опыт показывает, что из лизоблюдства по отношению к фанатам никогда не выходит ничего хорошего. Вот и «Варкрафт» постигла та же участь.
У Джонса действительно получился «двухчасовой ролик Blizzard», а вот самодостаточного фильма не вышло.
Из-за обилия компьютерных персонажей «Варкрафт» часто сравнивают с «Аватаром», и для первого этого сопоставление оказывается особенно болезненным. В 2009 году Джеймс Кэмерон около двух часов занимался тем, что в английском языке называется удобным словом «worldbuilding» («построение мира»), чтобы подготовить зрителя к финальному эмоциональному взрыву.
Поразительно, но именно эта часть в «Варкрафте», фильме по мотивам богатой фэнтезийной вселенной, напрочь завалена. Зрителю забывают внятно показать быт персонажей и объяснить правила игры, чтобы он хоть на секунду с головой погрузился в новый мир.
Герои и события «Варкрафта» кажутся вырванными из контекста и существуют исключительно в кадре — среди красивых, но безжизненных декораций.
Впрочем, хуже всего то, что Джонс, не установив чёткие правила, сам же этим активно злоупотребляет. Например, в начале фильма орки демонстрируются как очень серьёзная угроза для людей (убивают одним ударом), тогда как в конце, когда режиссёру это удобно, становятся достаточно лёгкой целью. То же самое можно сказать и о магах, уровень могущества которых меняется без каких-либо пояснений.
По своему повествованию фильм в чём-то похож на «Обливион» с Томом Крузом. Работа Джозефа Косински в своё время выглядела так, словно её сценарий был написан на полях тетрадки школьника. Она была перенасыщена научно-фантастическими штампами во вред драматургии.
«Варкрафт» воспринимается примерно также. Это не столько история, сколько хаотичный ряд событий из набора «Типичное фэнтези». Джонс, не стесняясь, тащит в фильм и сшивает белыми нитками сцены из «Властелина колец», «Трои» и других голливудских блокбастеров, самостоятельно не придумав ничего нового — ни одного режиссёрского или операторского хода, ни одной изобретательной экшен-сцены. Выделить тут можно только умелую демонстрацию насилия в рамках детского рейтинга PG-13.
Впрочем, во вторичности Джонс в каком-то смысле верен вселенной Blizzard, которая всегда была по сути ничем иным, как коктейлем из фэнтезийных банальностей.
Фильм на текущий момент можно считать высшим достижением в области компьютерной графики (орки до мурашек реалистичны), но в нём всё-таки нашлось место и визуальным просчётам.
Например, актриса Пола Пэттон играет наполовину орка и наполовину человека, но авторы картины не придумали ничего лучше, чем просто покрыть её тело зелёной краской и добавить клыки, которые мешают актрисе говорить. На фоне остального великолепия Пэттон кажется забравшимся в кадр косплеером с локального гик-фестиваля. То же самое можно сказать и об амуниции воинов Альянса: их броня как будто никогда не бывала в бою, а их оружейная похожа на магазин детских игрушек.
Впрочем, главная неудача Джонса касается именно драматургии. Фильму не удаётся заставить зрителя волноваться за своих героев. Большинство из них настолько блеклые (интересные роли только у Пэттон и молодого актёра Бена Шнетцера, играющего мага Кадгара), статичные и одномерные, что даже их смерти не вызывают никаких эмоций. Составу из второсортных телевизионных актёров (в фильме нет ни одной звезды) банально нечего играть.
Не справился со своей задачей и маркетинговый отдел «Варкрафта». Судя по кассовым прогнозам, дорогостоящий фильм оказался ненужным у себя на родине и идёт на громкий провал. Новая работа Джонса вместо того, чтобы стать локомотивом жанра игровых экранизаций, имеет все шансы его вновь похоронить ещё на несколько лет. Спасти имидж таких фильмов в глазах Голливуда теперь может только Assassin's Creed, но и там надежды пока мало — в первом трейлере также читается слепое желание угодить фанатам.
Финал «Варкрафта» намекает на то, что фильм задумывался как вступление к масштабной эпопее, но если Китай и Европа не проголосуют за него «рублём», ничего кроме этого не слишком внятного пролога зрители и не получат. Джонс увлёкся обслуживанием фанатов и забыл про обычных зрителей, но именно они определят, сможет ли эта история продолжиться. Как говорят сами персонажи стратегии Warcraft, «нужно больше золота».