Как Россия построила боевой корабль, слишком большой, чтобы выйти в океан

суббота, 22 февраля 2014 г.

Спроектированный служить ушами и глазами Советского тихоокеанского флота, этот титанический командный корабль был среди самых амбициозных русских проектов времён холодной войны. Располагая самой передовой аппаратурой радиоэлектронной войны и продвинутыми коммуникационными системами, это огромное судно могло стать монолитным ядром русского флота. Так как же так получилось, что оно закончило свою жизнь в качестве плавучего прибрежного барака?


ssv-33c

Спущенное на воду в 1989 году, судно «Урал» (SSV-33) имело 265 метров в длину и вес в 36 тысяч тонн. Урал выполнял множество функций в течение своей десятилетней службы, включая роль флагмана флота, отслеживание космических целей, радиоэлектронную борьбу и разведку, а также играл роль ключевого коммуникационного узла.</p>


Урал был построен на базе более раннего крейсера класса «Киров», и питался от двух ядерных реакторов мощностью в 171 мегаватт, которые работали в паре с нефтяной турбиной, генерируя в сумме циклопические 65.500 лошадиных сил, способные перемещать судно со скоростью 21 узла. Это отнюдь немалое достижение для корабля, которому для функционирования требуется 1000 человек экипажа.


Располагая самой продвинутой на своё время советской электроникой, Урал обладал непревзойдёнными возможностями в области сбора разведданных. Он мог идентифицировать и отслеживать любые воздушные, наземные, и подводные угрозы, а также следить за пролетающими спутниками и обнаруживать баллистические ракеты ещё до того, как они повторно войдут в атмосферу – при этом быстро передавая полученные данные остальному флоту в реальном времени, что было неслыханным достижением в то время. Более того, его системы радиоэлектронной борьбы были настолько мощными, что позволяли охватить весь Тихий океан, даже не выходя из порта.


Но на самом деле Урал не покинул бы его, даже если бы сильно захотел. Судно оказалось настолько огромным, что во всём Тихом океане не нашлось ни одного пирса, к которому оно могло бы пришвартоваться. Поэтому оно было вынуждено стоять на якоре вблизи побережья, в то время как припасы и команду доставляли на него малыми судами. Стоимость же функционирования Урала оказалась настолько большой – даже при том, что он так никогда и не был полностью введён в строй – что он, в конце концов, был превращён в плавучие бараки для морских офицеров перед тем, как был окончательно списан и разобран на части в 2001 году.