У них было два реактивных самолёта, одна Tesla, перекрытый на полдня аэропорт федерального значения, бесстрашный пилот и нежелание следовать правилам.
502 просмотра
Энтузиасты из России организовали и сняли на видео смертельно опасный трюк. Они разогнали Tesla до максимальной скорости в 245 километров в час и заставили реактивный самолёт лететь почти вплотную над электромобилем на той же скорости.
Создатели видео утверждают, что такого до них не делал ещё никто, включая Top Gear, а ради экстремального видео они нарушили сразу несколько российских законов — иначе ничего бы не вышло. Автором идеи выступил Алишер Панк, а за съёмку ролика отвечал Сергей Валяев из Cameraptor. В разговоре с TJ они рассказали о нюансах и сложностях работы над проектом, причинах идти на смертельный риск и ожиданиях от трюка.
Панк рассказал, что незадолго до пандемии уже становился героем СМИ из-за своего «бэтмобиля». После начала карантина Алишер решил придумать трюк с последней Tesla Model S — он называет себя фанатом Илона Маска.
По словам автора проекта, он хотел разогнать Tesla сделать так, чтобы реактивный самолёт завис над ней на расстоянии двух метров. «Многие говорили, что это физически невозможно, опасно и бла-бла-бла, но когда мне так говорят, я, наоборот, завожусь», — пояснил Панк.
Главной задачей и опасностью трюка оказалось синхронизировать скорости самолёта и машины. Максимальная скорость Tesla оказалась практически минимально возможной для самолёта — он мог свалиться прямо на машину (прим. TJ — официальная скорость сваливания Л-29 составляет 130 км/ч, а крейсерская — 655 км/ч).
Для трюка использовали не реальные военные самолёты, а Л-29 — учебные аппараты, на которых военные тренируются и всё испытывают. Они отличаются тем, что не имеют военного оснащения и работают на одной турбине, когда у «больших» истребителей их минимум две.
Как пояснил Панк, одной из самых сложных вещей стало найти хорошего пилота, который согласился бы сесть за штурвал ради трюка. В случае неудачи взрыв мог быть таким, что «живого места бы не осталось». В итоге за штурвал согласился сесть бывший военный, которого не пришлось долго уговаривать: «Он такой — „а давай, я всё равно на пенсии, скучно“».
Изначально трюк хотели организовать по всем правилам. Для этого Панк обратился к профессиональным инженерам, чтобы всё рассчитать, но среди них не нашлось тех, кто разделил бы его энтузиазм. В итоге команда обратилась к студенту-математику МИФИ, который за полчаса сделал все расчёты, рассказал автор проекта.
Финально всё определяли «на пальцах» уже с пилотами, но расчёты студента МИФИ позволили команде заранее представить, когда разогнаться и где притормозить. Автор признался, что заранее предусмотреть всё не мог, поэтому съёмки заняли сразу полдня и около 16 дублей.
Ограничено было не только время для съёмок, но и возможность разогнаться — участок полосы был длиной всего 2,5 километра. За это расстояние Tesla должна была успеть ускориться до 240 км/ч, в этот момент над ней должен был пролететь самолёт, а потом предстояло вовремя затормозить.
В день съёмок у команды сначала никак не получалось реализовать задумку, а Панк уже задумался о том, что впустую потратил деньги. И только на последнем дубле удалось добиться результата, хотя у пилота всё время горела лампочка аварийного снижения скорости — он летел на грани, утверждает Алишер.
Как рассказал режиссёр и продюсер видео Сергей Валяев, на словах трюк выглядит обычным — самолёт пролетел над машиной. Но на самом деле за этим кроется множество проблем и это может быть смертельно опасно.
Валяев пояснил, что Tesla оказалась хорошим выбором для трюка ещё и потому что спроектирована таким образом, что вес распределяется по дну машины и равномерно прижимает её к земле. По его словам, планирование всего процесса заняло полгода, а то, что всё получилось — это «чудо» из-за ограниченного времени и бюджета.
Сначала Алишер попытался получить согласования по легальным каналам и обратился в Минобороны, однако, по его словам, ему отказали. «Мне сказали: „Ты что, ты этой хернёй не занимайся“», — вспомнил автор проекта. Затем он счёл необходимым нарушить правила и пойти в обход согласований.
Теперь Панку и другим участникам проекта могут грозить проблемы. В первую очередь под угрозой отзыва лицензии находится аэропорт, который позволил провести трюк, а пилота, который нарушил правила лётного судна, могут лишить прав. По словам Алишера, он готов к возможным последствиям и заранее обдумал юридическую сторону вопроса, однако план его действий до конца не ясен.
Чтобы избежать проблем, Панк и команда попытались скрыть следы работы, например, на самолётах очистили бортовые самописцы. Но если внимательно посмотреть видео и замедлить скорость, то можно догадаться, какой именно аэропорт там задействован.
По словам Панка, он не привлекал к проекту спонсоров и партнёров, вложив только собственные средства. Только на горючее для перегона самолётов ушло 420 тысяч рублей. Также он оплатил проживание, транспорт и другие расходы команды. В работе над трюком поучаствовали около 30 человек, 15 из которых были членами съёмочной группы, тогда как остальные помогали в организации. Согласно оценке Алишера, весь проект обошёлся ему примерно в три миллиона рублей.
Автор мечтает, чтобы видео трюка добралось до Маска — и тот бы предоставил модель Tesla для следующих роликов команды. В конце ролика оставили «пасхалку» про Дмитрия Рогозина, который подшутил над SpaceX — другой компанией американского предпринимателя. В видео мужчина в маске главы Роскосмоса прыгает на батуте, пока Панк стоит сзади у Tesla.