Бывший сотрудник ЦРУ и АНБ написал, что не рассчитывал дожить до этого момента.
В закладки
Слушать
Апелляционный суд девятого округа США в Калифорнии признал незаконной программу слежки, разработанную Агентством национальной безопасности. Её раскрыл бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден в 2013 году.
Суд рассматривал апелляцию на приговор четырём уроженцам Сомали, которых в 2013 году осудили в США по делу о финансировании сомалийской группировки «Аш-Шабаб». Они посчитали, что доказательства вины собраны через незаконное прослушивание их телефонных разговоров — это нарушает четвёртую поправку к Конституции США.
Приговор оставили в силе, посчитав, что слежка не повлияла на представленные в суде доказательства, но признали, что массовый сбор данных без разрешения суда нарушает «Акт о негласном наблюдении в целях внешней разведки» (FISA) и может противоречить Конституции.
Американские власти настаивали, что намеренно не собирали данные
Как отмечает Reuters, ранее американские власти настаивали, что АНБ умышленно не собирало данные об американцах, а программа помогала бороться с терроризмом, и приводили в пример дело четырёх уроженцев Сомали.
Барак Обама, который в 2013 году был президентом США, заявил после скандала, что программа применяется в соотвествии с законами Соединённых Штатов.
Обама настаивал, что если правоохранительным органам нужно прослушать разговор, то они обратятся в суд и получат разрешение. С помощью программы же они собирают только метаданные — без имён людей и содержания бесед.
Сноуден написал, что не мог представить признания программы незаконной
В 2013 году Эдвард Сноуден, ранее работавший в АНБ и ЦРУ, организовал в Гонконге серию интервью с журналистами, в которых рассказал о деятельности спецслужб и слежке за людьми не только в США, но и других странах. The Guardian первой выпустила материал на основе собранных данных, после чего произошёл международный скандал.
Комментируя решение суда, он написал, что не рассчитывал дожить до этого момента.
С 2013 года Сноуден проживает в России, где ему предоставили политическое убежище. На родине его обвиняют в шпионаже и краже государственной собственности. Программа слежки, о которой шла речь в постановлении суда, официально закрыта в 2015 году, отмечает The Washington Post.