Говорить сейчас о популярности Pokémon Go (новая мобильная MMO-игра в дополненной реальности; дата выхода в России не объявлена) смысла нет — даже самые дремучие бабушки на лавке теперь встречают вылезающих из кустов людей не традиционным «Наркоманы проклятые!», а «Покемонов небось ловишь?». Главный вопрос в другом: будет ли кто-то играть в эту игру через месяц? А через полгода? Пока большинство людей радостно бегают в поисках Пикачу с телефоном и батареей наперевес, всё чаще игроки жалуются на то, что игра себя исчерпала, и покидают её. С чем это связано и как возможно исправить ситуацию? Давайте попробуем разобраться, а заодно посмотрим мемасы.
Примечание: если картинки в галереях статьи отображаются слишком мелко, перезагрузите страницу, обычно это помогает.
Основные проблемы, выделяемые игроками, это:
— отсутствие взаимодействия с разработчиками;
— отсутствие в игре цели и смысла.
Также выделяется ряд более мелких проблем, но все они сводятся к основным. А теперь о каждой из них подробнее.
Основная проблема №1: безразличие разработчиков к проекту
Пользователи Ingress (предыдущей игры от тех же разработчиков из компании Niantic) со стажем отмечают, что Niantic отличаются равнодушием к просьбам игроков, добавлению функционала по их просьбам и устранению обнаруженных ими неисправностей, в том числе критичных. Так, у разработчиков ушло около года хотя бы на то, чтобы добавить в Ingress отображение количества предметов в инвентаре.
Minor text fixes
Показательный случай: после выпуска Pokémon Go разработчики немедленно попали под шквал критики, замечаний, и спустя некоторое время выпустили обновление с единственным примечанием — «minor text fixes» («мелкие исправления в тексте»). С тех пор [в течение двух недель, на момент написания статьи] обновлений не было. По этому поводу ходит ироничная шутка:
I suggested a minor text fix and I got it. I dunno what you guys are complaining about («Не знаю, почему вы жалуетесь на отзывчивость разработчиков — я предложил мелкое исправление в тексте, и его действительно сделали»)
/r/NoBullet
Three footstep bug
Также в Pokémon Go уже в течение двух недель отключена функция отслеживания покемонов, и разработчики не только до сих пор не подключили её, но даже не уведомили об этом пользователей. При этом отслеживание является довольно важной составляющей в охоте на покемонов — оно показывает, насколько близко к игроку находится тот или иной персонаж, что позволяет выследить и поймать нужную зверушку. Сейчас же все покемоны находятся на максимальном удалении в три лапки, отчего данный баг назвали «Three Footstep Bug». Игрокам ничего не остаётся, кроме как пользоваться картами вроде pokevision.com или pokeswag.ru, что не только является читерством, но и убивает весь охотничий азарт.
Отключение трекера покемонов
Обновление: во время написания статьи вышла новая версия приложения, которую приняли ещё холоднее. Поправив несколько багов и дописав больше предупреждений вдобавок к уже имеющемуся «Remember to be alert at all times. Stay aware of your surroundings», разработчики совершили элегантное движение и просто отключили трекер покемонов. Теперь вместо охоты игра превратилась в прятки, где покемастерам нужно примерно за 15 минут прочесать километр квадратный, в котором спрятался покемон.
Отключение функции связывают с двумя факторами:
Во-первых, постоянное обновление расстояния до цели требовало затрат серверных ресурсов. Вопросы пользователей о том, почему нельзя в телефон посылать точное местоположения покемона, а расчёты направления производить на клиентской стороне, по традиции остались без ответа.
Во-вторых, покемоны размещались игрой автоматически, и порой находились в опасных и труднодоступных местах, и игра фактически поощряла этот риск. Отключением трекера Niantic сняли с себя такую ответственность.
Закрытие pokevision.com и возмущение общественности
Вместе с тем разработчики заставили закрыться сайт с картой появления покемонов pokevision.com, аргументируя это тем, что он нечестный и убивает интерес к игре. Казалось бы, что в этом страшного? Ходи себе по городу, рано или поздно покемоны сами появятся на пути. Но дело в том, что далеко не все живут в крупных городах со множеством покестопов (локаций в реальном мире, при посещении которых игроку выдаются игровые предметы). Американское сообщество игроков (к слову, одной из первых трёх стран, где была запущена Pokémon Go) воет от того, что теперь до ближайших покемонов не только многие километры, но и непонятно, в какую сторону. И интерес к игре этим действительно был убит, причём у игроков в сельской местности, которые являлись значимым источником дохода из-за того, что малое количество покестопов вынуждало их покупать покеболы. CEO Niantic Джон Ханке отреагировал в характерной для компании манере: «Просто путешествуйте туда, где больше покестопов», тем самым явно показав, что пользователи вне крупных городов их не заботят. Одним из решений для них можно назвать использование получасовых приманок для покемонов... которые тоже являются платными.
Нестабильность работы
И это не говоря о постоянно падающих серверах, из-за которых играть практически невозможно. Сейчас, правда, данная проблема встречается всё реже. У людей, побывавших на недавно прошедшем Comic-Con, сложилось впечатление, что позиция Niantic — «Чёрт бы с пользователями, мы катаемся в деньгах, как сыр в масле; нам главное, чтобы сервера не падали». Учитывая популярность игры и объёмы выручки компании, это впечатление может быть вполне близко к истине. Также роль играть может и неопытность разработчиков (к слову, в компании всего 20-30 человек), у которых банально «снесло крышу» от свалившегося на них успеха, и они понятия не имеют, что делать дальше.
Кстати, о неопытной компании. Видимо, понимая, что на игнорировании пользователей далеко не уехать, Niantic ищет комьюнити-менеджера. Почему эта вакансия не была занята ещё до запуска проекта? Неизвестно. Вполне возможно, что когда этот человек придёт на работу, будет уже слишком поздно. Сейчас в направлении работы с общественностью стоит полный штиль: компания никак не подогревает интерес публики своими планами, новыми скриншотами, интервью. В результате комьюнити находится в неведении, чувствует себя брошенным и волнуется всё сильнее.
Основная проблема №2: отсутствие в игре цели и смысла
Вместе с технологией дополненной реальности Niantic перенесли в «Покемонов» также и механику Ingress. Это значит, что вместо поиска и воспитания покемонов, культивации привязанности к ним, развития их характеристик (как это было в предыдущих частях серии — играх для GameBoy), игроку ничего не остаётся, как фармить одних и тех же покемонов и одних и тех же местах. Зачем? Ну, потому что так надо...
При этом процесс фарминга происходит максимально уныло: пробежаться по покестопам, по пути поймать пятерых Pidgey/Weedle/Caterpie, одного проэволюционировать, получить 500 XP, повторить. Поймали нового покемона? Отлично, вы не сможете его вырастить, так как для этого нужно набрать ещё кучу таких же.
Но главное, что тренировки не имеют смысла, ведь покемоны не нужны ни для чего, кроме как для коллекции — когда вы последний раз ими сражались? И вообще, какие это битвы, так, нервное терзание экрана на соревновании «кто кого перетапает». В результате боёвка в игре не просто подкачала, она практически отсутствует. Залы («gyms») постоянно переходят из рук в руки, но никому нет до них дела, ведь они ни на что не влияют. То есть, конечно, есть люди, которые тренируют там своим питомцев, рассчитывая с калькулятором зачем-то скрытые от посторонних характеристики покемонов (ещё один камень в огород разрабов), но, опять же, практической пользы данные манипуляции не несут. Возможно, они надеются, что когда-нибудь введут PvP (сражения с другими игроками), и сильные покемоны пригодятся не только для хвастовства, но пока на этот счёт никаких новостей нет.
Центральной темой в оригинальных играх было сплочение со своими покемонами для победы на турнирах (да что в играх, даже в мультике, который все смотрели в школе). В Pokémon Go на её место пришла суетная беготня по городу для пополнения коллекции и механическое набирание уровней путём обращения с покемонами как с расходным материалом.
По факту, в игре отсутствует собственно игровой процесс — есть только собирательство.
В итоге люди, нашедшие большинство покемонов и раскачавшиеся с ними до верхних уровней, с огорчением констатируют, что игра для них закончилась. Некоторые же понимают всю тщетность уже на низких уровнях и уходят сразу, заявляя, впрочем, что вернутся, когда «будет зачем играть». Таким образом, вместо полноценной игры на данный момент имеется лишь большая пустышка.
Нынешнее состояние игры описывается скрином одной из предыдущих частей: ни торговли (которую всё-таки обещают), ни битв сейчас нет.
Перспективы
Из-за упомянутой выше холодности разработчиков к общественности, каких-либо точных прогнозов построить не представляется возможным. Но не стоит забывать, что, несмотря на объёмы развернувшегося ажиотажа, игра вышла меньше месяца назад. Скорее всего, сейчас Niantic торопятся залатать все дыры, заткнуть течи памяти и аккумулятора, поднять серверные мощности, поправить баланс и добавить новые функции. Скорее всего, но, само собой, отнюдь не точно. А пока пользователи продолжают страдать от багов, отсутствия покестопов (и, соответственно, покеболов) в своих районах, неопределённости со вводом второго поколения покемонов (ходят слухи, что это случится в декабре) и массы других неприятностей.
По сырости игры складывается впечатление, что разработчики случайно запустили бета-версию в Австралии, и после того, как остальной мир это обнаружил, игру пришлось спешно выпускать и в других странах.
В связи с этим решение проблем многим видится в передаче игры более опытной компании, например, той же Nintendo или Game Freak, которые разрабатывали или участвовали в разработке всех предыдущих игр о покемонах. Другой вариант: перестать пытаться наладить связь с Niantic и обратиться к их владельцам и акционерам — Nintendo, Alphabet и The Pokémon Company. Даже если Niantic не заботит судьба проекта, вышеупомянутые компании вряд ли заинтересованы в очернении популярной франшизы и своей репутации.
Пути развития
Но несмотря на всю безнадёжность, пользователи не сидят сложа руки и предлагают свои варианты изменения игры, которые сделают её удобнее и приятнее. Кроме очевидных исправлений вроде исправления баланса, выбора нескольких покемонов одновременно для их продажи или добавления опыта и/или новых одёжек при получении медалей (сейчас достижения ничем не вознаграждаются), есть предложения действительно интересных нововведений.
Одной из самых заманчивых идей является увеличение количества использования дополненной реальности (augmented reality, AR). Например, отображение тех самых следов от покемонов прямо в камере или добавление возможности гулять со своим покемоном, делать с ним селфи и т.п. Подобная фича — Pokémon-Amie — уже была реализована в «Pokémon X and Y», где можно было использовать сенсорный экран приставки для того, чтобы кормить своего покемона, няшить его, играть с ним, передразнивая его движения через камеру. Также у покемонов были характеристики «привязанность», «сытость» и «довольность», высокие значения которых позволяли им чаще уклоняться от атак и наносить критические удары.
Даже если не делать покемонов видимым в AR-режиме, всё равно было бы интересно брать их с собой на прогулки, получая при этом какие-либо бонусы в зависимости от его типа. Например, огненные способствовали бы инкубации, и яйца вылуплялись быстрее, электрические «заряжали» бы покестопы, позволяя использовать их чаще и т.д. Чтобы жизнь мёдом не казалась, смену компаньона можно ограничить одним разом в сутки.
Другим логичным шагом выглядит добавление боёв с дикими покемонами. Сейчас в них сразу нужно кидать покебол, причём непонятно, почему звери без раздумий залезают в это устройство. Более, кхм, реалистичным было бы сначала доведение покемона до нужной кондиции, а уже после этого собственно поимка. При этом осуществляющий ловлю покемон бы прокачивался, что соответствовало бы духу оригинальных игр и оправдывало бы затраты времени на удлинившуюся процедуру. В качестве варианта, торопящиеся могли бы сразу ловить покемонов (как сейчас), но не получать при этом вышеупомянутого бонуса. Правда, комментаторы замечают, что текущая модель с выкидыванием и покупкой множества покеболов выгодна разработчикам, и они вряд ли пойдут на замедление геймплея, пусть и в угоду качеству.
Это далеко не полный список, и пользователи предложили ещё массу хороших идей вроде возможности назначения дома, чтобы там раз в сутки пополнялись запасы (что особенно помогло бы тем самым людям без покестопов в округе), но я уже утомился писать, а вы читать, поэтому пора подбивать бабки.
Итоги
Сейчас игра Pokémon Go ещё сырая, недоделанная, с примитивнейшей механикой, которая мотивирует скорее бросить игру, чем продолжать её, и положительная динамика развития проекта не прослеживается. Но и в таком виде она успела наделать немало шума, показать миру новую грань технологий и, главное, доставить удовольствие от находок и подружить множество незнакомых людей, которые, надеюсь, продолжат доброе общение и после того, как игра выйдет из моды и позабудется.
Бонусные мемчики, которые не влезли в статью
Gotta catch 'em all,