Этап первый - река Индигирка от Томтора до Усть-Неры. Продолжение.
Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике. В итоге найти транспорт не составило особого труда. Надеялся я, конечно, управиться за один день, вечером вернуться в Оймякон и продолжить другим днём плавание по Индигирке. Но не тут-то было. Оказывается это только лишь предварительный, репетиционный день и ничего стоящего увидеть и снять не получилось. Пришлось возвращаться в Оймякон почти ни с чем и потратить на Ысыах ещё один, уже следующий день.
Ну что тут сказать. Размах мероприятия меня поразил. К сожалению, не знаю достаточно хорошо корней и традиций этого праздника. Могу сказать только, что для якутов это очень важный праздник, пожалуй самый главный. Здесь вроде как одновременно и якутский Новый год и праздник весны сразу же. Поэтому не буду тут умничать словами, а лучше покажу много фотографий и взамен попрошу своих якутских друзей немного просветить нас по поводу праздника Ысыах. Пишите прямо в комментариях. Правда, мне тут объяснили, что это был молодёжный Ысыах и от традиционного он очень отличается. Это получился больше даже как молодёжный фестиваль, но с элементами национальных традиций.
2. Мероприятие традиционно проводилось на окраине Томтора у дороги к аэропорту. Здесь какое-то время назад построили вот этот дом, что-то вроде резиденции Чысхаана, якутского деда Мороза.
3.
4.
5.
6.
7. Были делегации практически от всех улусов Якутии.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Ритуал кумысопития. Слева товарищ, вроде бы отвечающий за молодёжную политику в Якутии, мне лично не знаком. В середине Александр Крылов, депутат Ил Тумэн, мне знаком по 10-му году. Именно Крылов забирал меня с озера Лабынкыр на своём вездеходе, после очередной фотоэкспедиции. Справа Михаил Захаров, новый глава Оймяконского улуса, здесь с ним и познакомился.
23. Слева глава посёлка Томтор, справа глава посёлка Оймякон. Также знаком по 10-му году. Главное никто меня не забыл, все узнавали.
24. Глава посёлка Ючугей. Ну с ним мы постоянно пересекаемся. В 10-м году, когда забрасывался на Лабынкыр, именно глава Ючугея привёз меня из Усть-Неры в Томтор на своём УАЗике. И теперь, когда так долго добирались от Якутска до Томтора, одна из попутных машин была его. Он меня там сразу признал.
25.
26.
27.
28.
29.
30. А вот это действо меня пробило до самой глубины души, прямо до дрожи. В центре стоит сэргэ, то есть столб-коновязь. Люди, взявшись за руки, кружатся хороводом вокруг этого столба и поют. Но это не простое пение. Ведёт один запевала, пропоёт короткую фразу, за ним вторят остальные и так дальше, снова и снова. Запевала иногда выходит почти на горловое пение. Вроде бы такие танцы с пением называются осуохай.
31. Особенно мне понравилось как запевала вот эта девушка в середине.
32.
33. И конечно спортивные мероприятия. Не посчитал сколько в сериях было прыжков, но толкаются двумя ногами сразу.
34. Борьба - очень популярный вид спорта в Якутии. Пожалуй, по чемпионам Якутия второй регион после Кавказа в этом виде спорта.
35.
36.
37.
38. Побеждённый.
39. Танцы само собой.
40.
41. Конкурс красоты.
42. Врасплох.
43.
44. Это якутянка питерская, уже не настоящая.
45. Мы спешим.
46. С папой на праздник.
47. Сестрёнки.
48. Лучница.
49. Фея.
50.
51. Синильга.
52.
53. Как я по воду ходила...
54. Стерх - один из символов Якутии.
Продолжение следует.