Возвращение старой гвардии в новую страну

вторник, 4 августа 2015 г.

Организовать дистанционную спецоперацию по спасению Украины с тем, чтобы вытянуть ее из болота финансового кризиса, потушить кровавые пожары на юго-востоке и справится с последствиями наводнения иноземных проходимцев в органах государственной власти, решились две весьма неоднозначные фигуры.

Владимир Олейник — парламентарий, который успел сделать карьеру в рядах коммунистов, затем успел поработать с Тимошенко, а потом и вовсе переквалифицировался в видного «регионала». В Раде за периоды трех созывов ему так и не суждено было «дослужиться» до председателя комитета или хотя бы рабочей группы — поговаривали, что для политика, которого за глаза называли «перебежчиком», это недостижимая величина. Но с другой стороны, Олейник оказался одним из немногих нардепов постсоветской формации, которые успешно демонстрируют гибкость и мобильность своих взглядов, не опускаясь до низменного поклонения евроинтеграции, декламации националистических басен с налетом на достоверный историзм и других крайностей, на которые идут современные киевские политики, чтобы оставаться на острие.

Тем не менее у его соратника по «армии спасения» — Николая Азарова, несмотря на спорную оценку его деятельности у 80 процентов населения страны, обрести вторую жизнь в новой украинской политической реальности шансов больше. Его государственная работа на посту главы Кабмина вплоть до событий Евромайдана не была запятнана резкими политическими маневрами (как у Олейника), сменами идеологического курса (как у Тимошенко) или нелогичными выпадами в сторону Европы при видимом сохранении русского курса (как у Януковича). С 2010 по начало 2014 года Азаров был не только на своем месте, но и успел проявить себя как крепкий хозяйственник и эффективный менеджер, который не допустил обвала курса гривны, следил за политикой сдерживания цен на тепло, электроэнергию, транспорт и продукты питания, не давая Западу накинуть удавку на киевскую власть.

К слову, старая гвардия не предлагает будущим избирателям ничего нового — принципы «два языка — одна страна», ставка на региональную политику, ориентация на русский курс в плане национальной стратегии и экономической созависимости (отсюда и тезис на любых условиях избежать помощи Международного валютного фонда) — сплошь цитаты из предвыборной программы раннего Януковича. Для функционеров украинской политики раннего периода поиск компромисса между тем, что было, и тем, что стало, невозможен в принципе, поскольку ставка сделана на создание абсолютного контррежима. Единственный момент отступничества, который себе позволили члены спасательного тандема, — это неопределенность позиции по Крыму, открытый вопрос о статусе Донбасса и сознательное отстранение от личности самого Януковича во избежание любых ассоциации с его командой — популярные в украинском обществе тезисы, которые как бы и не несут крамольщины, но смогут подарить этой партии дополнительные голоса.

Перспективы у правительства в изгнании в его действующей конфигурации (при условии, что мы верим в мантры Азарова о наличии значительного числа потенциальных сторонников в Киеве) имеются, и весьма неплохие. Но я говорю не о реальной возможности совершить тихий переворот и шансах Азарова с Олейником возглавить Украину на пути к светлому будущему, «свободному от хунты». Ценность спасительного тандема для украинского народа в том, что у общества создается реальная альтернатива (или ее зачатки) для переосмысления событий прошедших двух лет в глазах восьми миллионов жителей пяти областей центральной Украины.

Есть основания полагать, что создатели «Комитета спасения» в идеале моделируют для себя повторения польского сценария 80-х годов, когда обессиленный Войцех Ярузельский передал власть Леху Валенсе мирным путем, без единой капли крови. Но Порошенко не генерал, закаленный в боях, уверовавший социалист и признанный хозяин на своей земле. Украинский лидер в своих решениях несамостоятелен, а его спонсоры и политические создатели никогда не допустят реализации варшавского механизма. И тогда, если ставка на регионы сработает, созреет социальный бунт и люди снова выйдут на улицы, но на их пути встанет уже не безоружный «Беркут», а головорезы из нацгвардии, и снова прольется кровь.

Что же делать «Комитету спасения»? Готовить электорат и политическую конъюнктуру государства к постепенной смене власти на местах, реализовывать цивилизационную стратегию поэтапного моделирования «Украины 2010 года» — сперва на уровне идеологии, а уже потом на уровне реформ. А главное – действовать через Киев, а не Москву.



Powered By WizardRSS.com | Full Text RSS Feed