Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь.

понедельник, 17 марта 2014 г.
Монастырь в Солотче, в 20 км от Рязани, относился к типу «княжеских» обителей, основанных светскими владыками. Основал монастырь Олег Ива́нович Рязанский, в схиме Иоаким — великий князь Рязанский с 1350 года. Монастырь являлся не только центром религиозной и культурной жизни, но и военной крепостью. Благодаря заботе рязанских князей, Солотчинскии монастырь стал одним из самых влиятельных и почитаемых в Рязанской земле и по всей Руси. Жена Олега Ивановича, Великая княгиня Ефросиния, рядом возвела Зачатьевский женский монастырь.


Схема монастыря



Храмы монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

2. Церковь Сошествия Святого Духа

3. Церковь св. Иоанна Предтечи

Другие постройки монастыря:

4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)

5. Настоятельский корпус (XVIII в.)

6. Монастырская постройка

7. Монастырская постройка

8. Монастырская постройка

9. Ограда и стены (XVII в.)

10.Стены и башни ограды (XVIII в.)


Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой – зимний



храм Рождества Пресвятой Богородицы – летний,



надвратная церковь Иоанна Предтечи, (об этих храмах я расскажу отдельно).



Слева этот парадный участок территории ограничен высокой церковью святого Духа с трапезной палатой, справа – двумя низкими корпусами келий. В западной его части расположены хозяйственные здания начала XX в. Между церковью святого Духа и Святыми воротами в XVIII в. стояли деревянные кельи настоятеля, за которыми в южной части монастыря располагался сад. Небольшой сад был еще у северо-восточного прясла стены около главных ворот. За северной стеной монастыря, в которой и сейчас существуют старые ворота, находились когда-то конюшенный и скотный дворы.



Все сохранившиеся здесь каменные постройки, за исключением собора Рождества, созданы в конце XVII в., когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. Возведенные тогда трапезная палата с церковью святого Духа, крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями, теперь уже несуществующими, интереснейший ансамбль.



Каменная ограда Солотчинского монастыря была построена не сразу. С восточной и южной стороны каменные стены с тремя башнями и Святыми воротами заменили деревянные в 1694-98 гг., а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741- 45 гг. В середине XIX в. западная башня обрушилась вместе с откосом.



Стены с внутренней стороны монастыря представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и деревянное ограждение ее. Кирпичные столбы, стоящие на ходовой площадке, несут конструкцию деревянной кровли. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и надвратной церкви Иоанна Предтечи ведут внутристенные, тоже каменные, лестницы, расположенные в пряслах стен.



Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. (1696). С внешней стороны ограды они имеют декор из ширинок, профилированных тяг и узорчатого фриза из квадратных кирпичей. Недавно восстановленные деревянные кровли очень повысили художественную выразительность всех памятников этого прекрасного ансамбля.




Корпуса братских келий и настоятеля, стоящие в северной части монастыря несмотря на все искажения от позднейших ремонтов, которым они подвергались, являются интересными зданиями гражданской архитектуры конца XVII в. Братские кельи состоят из двух типовых блоков; в каждом из них имеются сени, по сторонам которых размещаются кельи.




Широкие лопатки на фасадах корпусов соответствуют внутренним поперечным стенам. Кельи освещаются с двух противоположных фасадов. На главном, южном фасаде расположены окна с кирпичными наличниками. Их своеобразные полуколонки с перехватами объединены подоконными тягами, а вверху-карнизами с кирпичными же фронтончиками. Последние врезаются в венчающий карниз, усложняя этим его форму. Входы в сени располагаются в лоджиях. Их деревянные навесы с поздними фронтоками поддерживаются простыми деревянными столбами, которых в XVII- XVIII вв. не было.




У стены монастыря, снаружи, со стороны монастырской площади - скромная могила погибшего в 1927 году комсомольца.



Погуляем по монастырю и, заодно, заглянем в глубь Истории, чтобы лишний раз удивиться ее непредсказуемости.



В новом монастыре князь Олег Ива́нович Рязанский строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители. В 1402 г., «месяца июля в пятый день, преставился князь велики Олег Ивановичь Рязаньский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою, в монастыри его глоголемом Солотчша. И иде сын его князь Федор во Орду ко царю Шадибеку з дары и со многою честию, възвещаа ему отца своего Олга Ивановича смерть; и пожалова его царь, даде ему отчину его и дедину великое княжение Рязанское улус свой и отпусти его. Он же пришед из Орды в свою землю и сяде на отчине своей и дедине, на великом княжении Рязаньском».



По смерти, Олег положен был в иссеченном каменном гробе в Покровском набережном Солотчи речки храме (я еще вернусь к истории останков великого князя, когда буду рассказывать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы). Подле Олега, в том же гробе положена была и супруга его в. княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, 1405 г. 5 декабря, а по Татищеву – 1406 г. в тот же день декабря, в субботу. Постригшись, она имела жительство в Солотчинском же Зачатейском женском монастыре, расстоянием от мужского на версту с несколькими саженями, около той же речки Солотчи, к востоку, где теперь стоит село Солотча. Инокини Зачатейского монастыря в 1682 г. сведены в Аграфенину Рязанскую пустынь, и монастырь упразднен.

Вел. кн. Олег Рязанский и вел. кн-ня Евфросинья Ряз. худ. музей



Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены, по-видимому, в первой половине XV в. Датировка ее основана не столько на том, что князь Олег умер в 1402 г., а княгиня Евфросинья в 1406 г., сколько на краткой характеристике этой церкви, данной в описи: „под колоколы … каменная вверх" . .. „восьмериком", то есть столпообразная, со звоном наверху. Такие храмы „под колоколы" строились на Руси в XV в., например церковь святого Духа в Троице-Сергиевой лавре в Загорске.

Святые Борис и Глеб. Рельеф из Солотчинского монастыря. Старая Рязань. Шифер. XIII в. Рязань, Краеведческий музей



Известно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой. На плане монастыря в этом месте показана целая система креплений откоса, устроенных, очевидно, после обвала и разборки руин церкви.



До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь», который он носил 12 лет под одеждой вместо вериг, легла тяжелым железным покровом на его гробницу. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве.

Кольчуга вел. кн. Олега Рязанского Ряз. худ. музей



То, что Олег Иванович до своих последних дней, находясь в монастыре, носил под власяницей кольчугу, говорит скорее не о раскаянии, а о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь. Тем не менее, он погиб через очень небольшой срок после своего пострижения. Возможно, причиной гибели великого князя могло стать то обстоятельство, что к началу XV в. Олег Иванович был, пожалуй, единственным великим князем, успешно противостоявшим политике объединения русских земель любой ценой, которую проводили Василий Дмитриевич с Киприаном. И этой своей успешностью, наглядно демонстрировавшей, что можно жить, не подчиняясь ни Москве, ни Литве, — этим он был опасен митрополиту Киприану, московскому и литовскому великим князьям. Конечно, это только ничем не доказанные подозрения, но убить в монастыре Олега, носившего под одеждой кольчугу, могли только монахи. («Электронный журнал «История»»)



В 1550 г через монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. Чуть позднее, в третьей четверти XVI века, в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В XIX веке она обветшала, и в 1847 году ее разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче.



В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку. Не могу отказать себе в удовольствии перечислить малую часть документов, живых свидетелей нашей истории: Грамоты, памяти, промемории, указы Каменного, Монастырского, Патриарших, Стрелецкого и др. приказов, Синода, Московской губернской канцелярии, рязанских митрополитов и Рязанской духовной консистории, Жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского вел. кн. Олега Ивановича, Ивана IV, Федора Алексеевича. Книги приходные, приходо-расходные. Росписи, списки крестьянских дворов, даточных людей, стрельцов , крестьян, монастырских угодий, личного состава монастыря, рязанских митрополичьих детей боярских и служителей , гостей монастыря на праздник Преображения. Послужные списки личного состава монастыря. Ведомости о владениях и доходах монастыря. Дела уголовные и гражданские духовенства, монастырских крестьян; о земельных спорах монастыря с крестьянами, помещиками и др. монастырями; дела и документы о строительстве засек, о строительных работах в монастыре (в т. ч. о поставках извести, камня, леса, изготовлении кузнечных изделий и кирпича, покупке изразцов работы С. Полубеса); о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат; о неповиновении.



Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII - XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Въ свое время монастырь былъ владельцемъ многихъ вотчинъ и угодій; въ 1744 г. имѣлъ до 5.432 душъ крестьянъ. Въ 1723—29 гг. монастыремъ управлялъ архим. Софроній Лихудъ, знаменитый деятель просвещенія при царе Феодоре Алексеевиче.

Теперь монастырь владеетъ 310 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 р. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 14. ( Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи,1908 г., изд. А.Д. Ступина).



В Сенатской книге 1784 г есть документы, говорящие о том, что на территории монастыря существовал княжеский дворец Олега Ивановича. После передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии, обитель пришла в полный упадок, в связи с чем архимандриты многократно обращались к государственным и церковным властям с просьбой о денежных ссудах. В 1783 году генерал-губернатор Рязанского наместничества М.Ф. Каменский обратился в правительствующий Сенат с просьбой об ассигнованиях на укрепление берега под Солотчинским монастырем.



В числе необходимых документов был представлен план с изображением всех монастырских построек и проектом системы береговых креплений, выполненный Рязанским губернским архитектором И.Г. Сулакадзевым. Список включает 32 пункта, в числе которых следующие: «№18 — церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского, №19 — при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем. №20 — покой, в котором для князя печение хлебов производилось, №21 — покои для бывших князя служителей».



Кто-то рассказывал, что на территории монастыря был старый склеп. Недалеко от ограды, в кустах я нашла следы этого склепа.



После 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников.



В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.








http://ift.tt/1ojLezi

http://ift.tt/1ojLcaC t=ryazan&page=13

http://ift.tt/1ojLezt

http://ift.tt/1iWc4yz inskix-xramov/

http://ift.tt/1ojLePH

http://ift.tt/1iWc4yC 36

http://ift.tt/1ojLePN s/node_files/obol/+%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B 3%D0%B0.pdf

http://ift.tt/1ojLcaN olotcha.

htm http://ift.tt/1iWc4yF